подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
10.10.2017 | Альбина Весина

500 тысяч малых предприятий для оздоровления экономики

часть 1      часть 2

 

Организатор крупнейшей в СНГ выставки франшиз BUYBRAND Expo, Екатерина Сойак, считает франчайзинг самой выгодной формой предпринимательства в современных экономических условиях. О состоянии российского рынка франчайзинга она рассказала в эксклюзивном интервью.

 

 

– На каком этапе, по-вашему, сейчас находится рынок франчайзинга в России?

 

– На этапе становления и развития. В 2003 году в стране было не более 15 франчайзинговых компаний, половина из них не имела полного представления, что такое франчайзинг. Сейчас, к счастью, появилось общее понимание, что это за форма ведения бизнеса, и она стала востребована. Развитие франчайзинга определенно может положительно сказаться на росте числа малых и средних предприятий в России. На данный момент в стране сильнейший дефицит компаний малых форм. Так, по различным оценкам, сейчас у нас насчитывается менее 200 тысяч предприятий микробизнеса, что в разы меньше, чем, например, в ЕС, США, Китае и Австралии. В частности, в Евросоюзе доля малого бизнеса в ВВП в среднем составляет 57%, в Австралии – ​80%, в России же данный показатель находится на отметке 20%. Для оздоровления бизнес-климата в России в ближайшие 7 лет необходимо открыть около 500 тысяч малых предприятий.
Формат франчайзинга максимально упрощает задачу для потенциального предпринимателя, предоставляя ему массу вариантов уже готового, стабильно работающего бизнеса. Будущему бизнесмену не приходится изобретать велосипед, ему просто нужно следовать примеру франчайзера, который уже сталкивался со всеми возможными проблемами на этапе построения бизнеса и знает, как их решать. Все, что остается сделать, – ​найти деньги. Сейчас люди все чаще предпочитают покупать франшизу, чем экспериментировать с собственными идеями.
Наша компания 15 лет старается донести до правительства информацию о пользе франчайзинга. Небольшие подвижки в этом направлении есть, но глобально пока ничего не меняется, несмотря на то, что первые лица государства говорят о необходимости улучшать качество и увеличивать количество малых предприятий. Франчайзинг – ​оптимальный инструмент для этого. Он во всех странах доказал свою экономическую пользу и хорош тем, что франчайзи вынуждены работать по-белому, а это дополнительные налоговые вливания в бюджет. К сожалению, существует статистика, которая показывает, что заниматься бизнесом в России готовы только 2% населения. Это крайне низкий показатель. Люди не хотят открывать собственное дело не только по франшизе, но и вообще ни в каком виде.

 


– Есть у франчайзинга в России свои особенности?


– Да, есть. Главная особенность заключается в том, что в целом ситуация почти не меняется: многие предприниматели по-прежнему думают, что если они купили франшизу, то уже не должны работать. Отсутствует понимание, что вместе с франшизой приобретаешь себе тяжелый труд. Конечно, в Москве и других крупных городах во франчайзинг приходят профессиональные предприниматели, которые знают, чего хотят, и умеют работать в этом бизнесе. Присутствует и другая проблема: на сегодняшний день предлагается много недобросовестных концепций, и людям, которые собрались в бизнес, приходится быть предельно осторожными. По статистике, за прошлый год на российском рынке действовало более двух тысяч франшиз, но из них реально рабочих – ​максимум 30%. Это известные, проверенные бренды, которые на рынке свыше пяти лет и имеют хорошую репутацию. Остальные под большим вопросом. В этом году их число увеличилось, к тому же за последний год на рынке появилось огромное количество очень молодых франчайзеров. Да, они привлекают к себе франчайзи, но еще не проработали и года. Об их перспективах можно будет говорить только спустя какое-то время. Постоянно на слуху новости о том, что в регионах заводят уголовные дела 
на франчайзеров, у которых предприниматели требуют назад свои деньги. Они в больших количествах распродавали свою франшизу и в итоге пришли к банкротству.
Недобросовестная реклама – ​еще одна особенность. Людям предлагают создать франшизу, начать ее продавать или купить готовый бизнес по франшизе и уже завтра стать миллионером. Эту мысль поддерживают бизнес-консультанты. Неопытные предприниматели верят и, не разобравшись, бросаются вкладывать свои финансы. Итог – ​не только их банкротство, но и банкротство партнеров.


Продолжение следует.

 

Фото: shutterstock.com

0