подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
03.10.2016 | Лидия Соколова

Льготная тема

часть 1          часть 2          часть 3

 

Франчайзинг – практически единственный сегмент, который даже в кризис не замедляет рост. По разным оценкам, в некоторых странах рост составляет до 35% в год. Несмотря на то что в топ-5 самых привлекательных франшиз мира традиционно входят американские ресторанные бренды, на долю fashion по-прежнему приходится порядка 70% франшиз.

 

По оценкам участников рынка, преимущественно через франчайзинг открываются магазины одежды/обуви/аксессуаров площадью от 50 до 200 м2, а развитие происходит в основном за счет расширения портфелей уже существующих групп. Таким образом, если на локальном рынке работает известный крупный франчайзи, успешно и хорошо зарекомендовавший себя, например, в фэшн-индустрии, подавляющее большинство мировых брендов будут стремиться выйти на рынок именно с его помощью.

 

 

По словам Натальи Чиненовой, главного консультанта Fashion Consulting Group по бизнес¬технологиям
в ритейле, франчайзинговый рынок планеты в 2016 году – это 30 тысяч сетей в более чем 100 странах
и 3 миллиона предприятий с оборотом $3,79 трлн. Самую большую долю занимает Азия – 33%, следом идут Европа и Северная Америка. Очень быстро растет доля латиноамериканского рынка: если в 2007 м она не превышала 7%, то сегодня составляет уже почти 12%.

 

Несмотря на то что технологии торговли во всем мире схожи, франшиза в Америке отличается от франчайзинга в Европе, азиатская система франчайзинга имеет свои особенности, а российская – свои. При этом по всему миру традиционно прослеживаются тренды, которые задают тон глобальным изменениям в каждом регионе, государстве и даже городе. Так, Китай опередил США и вышел на первое место в мире по количеству франшиз. Местные франшизы отвоевывают свои рынки у зарубежных: чем больше проявляется эта тенденция, тем выше уровень развития франчайзинга в стране в целом. Лидер по этому показателю Бразилия, с 90% доли местных франшиз, далее следуют США, Индия, ЮАР и Япония, где «домашние» концепции популярнее иностранных. В России доля местных франшиз составляет свыше 60% от всего рынка франчайзинговых предложений.

 

Кроме того, по словам г жи Чиненовой, по¬явились новые технологии в развитии системы франчайзинга – интегрированный франчайзинг­маркетинг (IFM), комплексный подход к одновременному достижению нескольких целей и задач в рамках запуска новых франчайзинговых проектов и развития уже существующих франчайзинговых систем. IFM направлен на повышение узнаваемости бренда на всех уровнях: местном, региональном, национальном и межнациональном: это увеличивает спрос на франшизу и вызывает дополнительный интерес к компании.

 

Технология требует от франчайзи освоения мобильных устройств, активного общения в Интернете, участия в сообществах социальных сетей и пр. Активно развиваются и новые финансовые инструменты франчайзинга – например, так называемое внутреннее финансирование, вариант сотрудничества банков с фирмами и их будущими франчайзи. Суть схемы, по словам Натальи Чиненовой, проста: франчайзер предоставляет привилегию франчайзи на приобретение товаров со скидкой, чтобы помочь покрыть затраты на открытие собственного бизнеса, банк кредитует франчайзи из расчета процентной ставки на уровне не выше предоставленной франчайзером скидки. Кроме того, активно открываются франчайзинговые предприятия в формате тонаров, префабов или pop¬up store. Идет активное освоение международными франшизами рынков стран союза БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай считаются наиболее перспективными для международной экспансии франчайзинга, по мнению Международной франчайзинговой ассоциации.

«В большинстве своем рынок и тренды на рынке франчайзинга формируют европейские и американские франшизы, где США уже много лет являются лидером, задающим тон изменениям в технологиях франчайзинга, – говорит Наталья Чиненова. – При доле от мирового рынка всего в 12% Америка доминирует по числу брендов в топ 10 крупнейших сетей. Оборот франчайзингового рынка США составляет около $2,1 трлн, или примерно 63% от глобального».

Автор: Екатерина Реуцкая

Фото: Shutterstock.com

0