Трудный возраст
часть 1 часть 2 часть 3
ЭТО СОЦИАЛЬНАЯ СТРАНА
«Имея навыки и время, дети и предподростки много времени проводят в сети в поисках сначала образов для подражания, а потом – собственно инструментов для реализации таковых (одежды, обуви, косметики и так далее)», – сообщает Ольга Ясько. – При этом в онлайн-мире есть множество частных предпринимателей – от «однодневок» до стабильно развивающихся, – которые не выходят за пределы виртуального пространства. Такое положение вещей, вероятно, в большой мере связано с тем, что маржинальность этого бизнеса в детском сегменте не очень высока, а подростковый отягощен еще и более сложной целевой аудиторией: финансовые возможности подростков ограничены, однако их запросы весьма высоки, потому что купленные несколько месяцев назад вещи могут не подойти по фигуре и перестать соответствовать изменившимся вкусам. То есть ориентированный на подростка бренд должен предложить своей капризной целевой аудитории широкую линейку товаров, которые должны постоянно меняться и соответствовать новым веяниям, при этом предлагаться по низкой цене».
Кроме того, сегмент подвергается серьезному влиянию сложившейся после 2014 года ситуации. «С одной стороны, на детях родители стараются по возможности не экономить, – продолжает Ольга Ясько. – С другой – при сокращении доходов и общей неуверенности в будущем многие экономят, покупая товары по более низкой цене или дожидаясь акций и скидок. Поэтому небольшие игроки иногда вынуждены уходить с рынка, не выдержав прежде всего ценовой конкуренции с такими гигантами, как «Детский Мир» и «Дочки-Сыночки», которые, благодаря масштабу, имеют более низкие закупочные цены.
Марьям Шаншаева, руководитель отдела рекламы и PR Choupette, соглашается: по ряду причин ниша «предподростков» действительно остается пустой. «Но я не могу сказать, что российские производители считают эту аудиторию неинтересным направлением развития, – отмечает эксперт. – Долгое время с ростом рождаемости в России многие концентрировались на младшем школьном возрасте и новорожденных. Взрослый сегмент ориентируется на покупателей не моложе определенного возраста, а детский опирается на традиции и подходы, которые берут свое начало в дизайне для младшего детского возраста. При этом в «предподростковом» сегменте правила игры начинают меняться и в дизайне, и в торговле, поэтому производители, как правило, предпочитают не рассредоточивать силы и не тратить ресурсы
на производство одежды для детей этого возраста. Кроме того, в этот период покупку одежды родитель делает совместно с ребенком, который принимает решение, какую именно одежду будет носить. И если, например, мама всегда хотела видеть дочку в образе принцессы, а девочка видит себя рок-звездой и хочет одеваться в черные джинсы и косуху, то в 9–10 лет одеть бунтарку в принцессу уже не получится. Получается, что выбор делает ребенок, деньги дают родители, и, если компромисс не найден, покупка не состоится. Подростковый возраст – время постоянных конфликтов интересов, вкусов, взглядов. Производители боятся войти в эту зону высокого риска, сделать интересную смелую коллекцию, а в итоге не знать, что делать с остатками на складе».
Проблема понимания взрослыми подростковой моды в принципе – еще один сдерживающий фактор, считает Марьям Шаншаева. «Она настолько «ветреная», что ее почти невозможно поймать и положить на полку. Не любой дизайнер сможет уловить это направление, особенно если учитывать дефицит дизайнерской мысли на российском рынке в целом. Нужно четко чувствовать грань между детской модой и взрослой, понимать вкусовые предпочтения детей, поэтому процесс создания одежды для «предподросткового» возраста очень сложный и с большими рисками. Я как предприниматель и сама
бы побоялась туда заходить».
Продолжение следует.
Текст: Екатерина Реуцкая
Фото: shutterstock