Профессионалам
04.04.2018 | Наталья Кулагина

Русский лен

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4

 

Преимущества льна-долгунца

 

Лен-долгунец – важнейшая в России техническая культура стратегического значения, позволяющая в значительной мере обеспечить импортозамещение хлопка. Из льняного волокна вырабатывают большой ассортимент одежных, медицинских и технических тканей, обладающих уникальными потребительскими свойствами. Изделия изо льна превосходят хлопчатобумажные по комплексу физико-механических качеств. Льняные ткани обладают улучшенными гигиеническими свойствами по сравнению с хлопковыми. Продукция изо льна с учетом высокой стратегической ценности может широко использоваться в оборонных целях. Льноволокно – важнейший продукт для производства спецвеществ, а также сверхпрочных и легких углепластиков. Одежда и постельное белье изо льна – это 3–4-х кратная экономия средств на их закупку за счет увеличения продолжительности использования данных товаров по сравнению с аналогами из хлопка, а также обеспечение защиты от умеренного ионного излучения. Использование льняной продукции в стратегических отраслях экономики позволяет повысить ее ликвидность на внутреннем рынке не менее чем в 2 раза, сэкономить значительные финансовые ресурсы, укрепить экономическую безопасность и сырьевую независимость страны.

 

 

 

 

«Лен и продукты его переработки имеют более длительные сроки использования, обладают высокой прочностью, высокими экологическими характеристиками. А хлопок-сырец – это 100%-ный импорт, притом дорожающий, – отмечает Андрей Разбродин. – Уже только эти факторы предопределяют конкурентоспособность промышленного возделывания льна и его глубокой переработки. Плюс к тому, льноводство – это еще и предотвращение деградации пустующих сельхозземель примерно на трети территории страны. В то время как возделывание хлопка – с точки зрения максимальной отдачи от этого сектора земледелия – возможно лишь в некоторых районах Нижнего Поволжья и Северного Кавказа».

 

 

 

 

Трендовая ткань

 

Производство льна в России имеет глубокие культурно-исторические корни. Однако в новом веке возникают очевидные проблемы с адаптацией льняной ткани и изделий под современные тренды.

Из-за отсутствия современного высокотехнологичного оборудования на льноперерабатывающих, текстильных (ткацких) предприятиях около 60% льняных тканей в стране вырабатывается в виде полуфабрикатов (без необходимого дизайна). Льняные и льносодержащие ткани, по сравнению с хлопковыми, имеют пониженную разрывную нагрузку из-за разреженности ее структуры, более высокую усадку после мокрой обработки. Они дороже хлопчатобумажных аналогов, что сужает потребительский спрос на полученную из них одежду и другие товары, особенно у молодежи, имеющей, как правило, небольшие доходы. Тренд покупательского спроса на льняные изделия смещен в сторону состоятельной части населения, имеющей высокие и средние доходы.

 

 

 

 

 

Минобрнауки, Минпромторгу и Минэкономразвития России необходимо рассмотреть вопрос о возможных механизмах введения школьной формы изо льна, в том числе с точки зрения обеспечения преимущественного участия отечественных производителей в обеспечении школьных учреждений такой формой.

 

«Я уже отмечал, что продукты переработки льна все более широко используются в различных отраслях, – говорит Андрей Разбродин. – Современные же технологии позволяют выпускать льняную продукцию, полностью адаптированную к потребностям высокотехнологичных секторов – например, военно-промышленного комплекса, отраслей «двойного» назначения. Причем во многих странах это направление развивается с 1970-х.

 

 

 

 

Потребительский же спрос на изделия изо льна остается высоким и в России, и в зарубежье. Образно говоря, не только молодежь, но и другие социальные группы, похоже, «устали» от синтетики, доминировавшей на рынках продукции легпрома с 1980-х. Опять-таки, высокий уровень экологичности льняных изделий, причем широкого ассортимента, и их долговечность – это главные факторы высокого спроса. Даже несмотря на то, что значительная часть льняного ассортимента дороже синтетики. Можно сказать, потребитель «голосует» за полезные продукты, и касается это не только продукции легпрома».

 

Текст: Светлана Мичан

Фото: shutterstock

0