подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
02.04.2018 | Наталья Кулагина

Русский лен

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4

 

Субсидии

 

Минсельхоз России, начиная с 2018 года, выделяет льнопроизводящим хозяйствам денежные средства из федерального бюджета в виде субсидий в размере 10 тыс. руб. на гектар возделываемого льна-долгунца, а также субсидии из областных (республиканских) бюджетов с учетом возможностей регионов (2–6 тыс. руб./га и более). Кроме этого, предполагается выделять федеральные средства на стимулирование качества производимой льнотресты льносеющими хозяйствами. Субсидирование качества будет осуществляться за каждую тонну произведенного волокнистого сырья.

 

Субсидироваться будут льносеющие хозяйства, льнозаводы, имеющие статус сельхозпроизводителя и высевающие лен. Совокупность выделяемых погектарных субсидий и стимулирование качества получаемой льнотресты для получения высоких номеров длинного льноволокна (№ 11, № 12, № 13) при переработке дополнительно также будет субсидироваться. На современном этапе это позволит обеспечить рентабельность не ниже 35–40%, и заложить перспективу последовательного увеличения производства льна, укрепления материально-технической базы льносеяния.

 

 

 

 

«Эта субсидия предусмотрена в рамках проекта, инициированного Минсельхозом РФ, по развитию льноводства и глубокой переработки льняного сырья, – комментирует Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ) Андрей Разбродин. – Напомню, что Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, образно говоря, стоял у истоков данного проекта, ибо колоссальные возможности по комплексному развитию этой отрасли, хотя и традиционной для России, уже который год не используются. В результате затруднено импортозамещение по готовой продукции изо льна.

 

Дело в том, что во многих странах данная отрасль активно развивается в связи с ростом спроса на натуральное сырье. Вдобавок, все больший ассортимент инновационной продукции химпрома, стройиндустрии, автомобилестроения, фармацевтики и ряда других отраслей содержит продукты глубокой переработки льна. Такой тренд характерен для России, но уже не первый год камень преткновения здесь – невысокое качество отечественного исходного сырья и дефицит современных перерабатывающих мощностей.

 

 

 

 

Субсидия предусмотрена для льноводческих хозяйств в 18 субъектах Федерации, где лен возделывается в промышленных масштабах. Но уровень этой субсидии пока низкий. Она минимум в 4 раза ниже по сравнению, например, с Китаем, Турцией, Аргентиной, Италией, Скандинавией (то есть, с совокупным уровнем господдержки в этих странах в расчете на один «льняной» гектар). Эти же страны/регионы – основные поставщики в РФ высококачественного льноволокна и продуктов его глубокой переработки».

 

Потенциал российского льна

 

В начале XX века Россия ежегодно экспортировала льнопродукцию, в том числе льноволокно, на сумму 250 млн рублей, что в переводе на современный курс составляет около 300 млрд рублей, что, в свою очередь, сопоставимо со стоимостью 50% производимого в стране зерна. В настоящее время Россия в определенной мере располагает возможностями экспортных поставок льноволокна, а также льняных тканей на внешний (мировой) рынок. Поставки льноволокна осуществляются прежде всего в Китай. Льняные ткани также экспортируются за рубеж. В течение 2013–2015 годов экспортные поставки льняных тканей составили в среднем в год около 6 млн кв. метров. Вместе с тем, по причине вступления Китая в ВТО и по ряду других обстоятельств, произошло снижение поставок тканей изо льна на внешний рынок (за последние 10 лет – в 6 раз). Несмотря на это, у России сохраняется возможность задействовать неиспользованный экспортный потенциал на мировом рынке. Для этого следует повысить качество производимой льнопродукции и вырабатываемых из нее льняных тканей и товаров изо льна. Необходимо значительно расширить ассортимент и увеличить объем получаемой в процессе глубокой переработки продукции (льняная целлюлоза, льняная вата, хирургическая льняная нить и т. д.).

 

 

 

 

«В первую очередь требуется долгосрочная государственная поддержка, прямая и косвенная, всего льняного комплекса, – считает Андрей Разбродин. – По технологическим и экономическим причинам невозможно оказывать «выборочную» поддержку то льноводству, то сегменту переработки. Особого внимания требует сектор выпуска льняной пряжи и смежных продуктов. Пока лишь в пяти субъектах Федерации имеются эти мощности – это во-первых. А во-вторых – они давно нуждаются в модернизации.

 

 

 

 

Россия располагает самыми крупными площадями для развития льноводства. Имеется также немало разработок отечественной инновационной продукции, содержащей в своем составе лен. Но в силу некоторых причин льноводческий сегмент и в целом переработка льна оказались в стагнации уже в последние советские годы. В то время как в упомянутых странах, а также в Белоруссии государство увеличивало и продолжает увеличить поддержку льняного комплекса и его технологической базы. В результате сегодня по посевным площадям та же Белоруссия (хотя вся ее территория – это всего лишь 4 Московские области) как минимум не уступает России. Активно развивается в Белоруссии и технологическая база льнокомплекса. В связи с этим полагаю, что целесообразна кооперация с белорусскими партнерами во всех сегментах отрасли».

 

Продолжение следует

 

Текст: Светлана Мичан

Фото: shutterstock

0