подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
25.08.2017 | Наталья Кулагина

Этот многогранный войлок

часть 1      часть 2      часть 3

 

Поговорим о войлоке – уникальном рукотворном материале, его истории и современных реалиях.

 

Войлок, пожалуй, один из самых древних текстильных материалов на Земле. В различных культурах его появление окружено мифами и легендами. По библейским преданиям, он был случайно открыт Ноем во время Великого Потопа. Шерсть животных, плывших на ковчеге, падала на пол, намокала, взбивалась копытами и в итоге превратилась в войлочный ковер. На самом деле войлок, скорее всего, восходит еще к доисторическому периоду, когда его подобие могли получать из клочков шерсти животных, собиравшихся в углах пещер и постепенно уплотнявшихся. Древний человек начал использовать такие естественные подстилки в качестве лежанок. Но изготовление войлока при помощи техники валяния возникло гораздо позже и неразрывно связано с одомашниванием овец около 6–7 тысяч лет назад и овцеводством. Древнейшие образцы войлока были обнаружены археологами в погребениях Горного Алтая, относящимся к 4‒5 векам до нашей эры. Поскольку овца крайне неприхотливое животное, ареал ее разведения охватил территорию от Каспийского моря до Гималаев. Состриженная овечья шерсть стала основным сырьем для войлоковаляния.

 

 

 

 

У многих народов войлок был одним из главных видов текстиля, но наибольшее распространение валяние как способ обработки шерсти получило среди древних кочевых племен. Невозможно представить их культуру и жизнь без войлока. Люди рождались и умирали на войлоке, покрывали войлоком свои жилища, одевались в войлочную одежду. С его помощью создавалось множество необходимых вещей: сумки, обувь, попоны для лошадей, разнообразные ковры и многие другие предметы домашнего обихода.

 

 

 

 

Кроме утилитарного применения, войлок нес и художественную нагрузку. С древнейших времен люди научились его декорировать и изобрели довольно много способов украшения войлока: аппликация (вваливание узора в полотно), стежка, вышивка, роспись красками, украшение бисером, ракушками – иными словами, все, что только может придумать фантазия человека. Любые узоры на войлоке имели сакральный смысл – защита дома и хозяина. Изделиям из войлока приписывались и магические свойства. Изготовленные из него фигурки украшали жилища многих степных племен – кочевники верили, что войлочные обереги принесут в дом удачу и отпугнут злых духов.

 

 

 

 

В России войлок также был незаменимым материалом. Он широко употреблялся для изготовления походных шатров, покрывал, попон, потников, кошм для конских повозок. Кроме того, из войлока делали крестьянские мужские шляпы, имевшие коническую верхушку. На выделку тонкого войлока (в том числе для шляп) шла шерсть молодых овец весенней стрижки – поярок. Грубый же войлок валялся из шерсти взрослых овец.

 

В деревнях Руси умельцы по валянию войлока изготавливали его, не отрываясь от сельского хозяйства, хотя в городах это производство уже к XIV веку выделилось в самостоятельное ремесло. Гораздо позже, около двухсот лет назад, в России научились валять валенки из грубой овечьей шерсти. Кроме валенок, на Руси изготавливалось сукно, которое было достаточно популярным, и войлоки для хозяйственных нужд. Промысел катовалов и валяльщиков стал распространяться по всей территории страны. В XIX столетии изобрели валяльные машины и прессы – валка производилась сдавливанием и прокатыванием шерсти или при спутывании волокон шерсти механическими иголками. После революции 1917 года промысел практически исчез. Возрождение войлоковаляния началось в 90-х годах прошлого века, и сейчас культура изготовления художественного войлока и войлочного текстиля находится в процессе своего становления.

 

 

 

 

Как известно, шерсть ‒ единственное волокно, которое можно свалять. Это происходит в силу особенностей ее строения. Шерстинки имеют верхний чешуйчатый слой ‒ кутикулу, – поэтому могут сцепляться друг с другом под воздействием уплотнения ‒ скатывания, трения, щелочной среды и горячей или теплой воды. На этом строятся две основные техники валяния шерсти – сухая и мокрая.

 

 

 

 

При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальными иглами с насечками, расположенными под определенным углом. Во время этого процесса волокна шерсти спутываются, образуя плотный однородный материал. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий ‒ игрушек, бижутерии, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на другие материалы.

 

 

 

 

Мокрое валяние осуществляется путем воздействия на шерсть мыльного или другого специального раствора. Разложенную определенным образом на поверхности шерсть смачивают мыльным раствором, затем гладят и трут в различных направлениях, постепенно усиливая нажим. В результате получается войлочное полотно. Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий ‒ панно, шапок, сумок, одежды, палантинов.

 

Продолжение следует

 

Фото: Shutterstock.com

0