Профессионалам
30.08.2017 | Наталья Кулагина

Этот многогранный войлок

часть1      часть 2      часть 3 

 

Изделия из войлока популярны в Скандинавии, странах Балтии, Канаде, Австралии, Европе. В Германии была создана Международная академия войлока, позже ее филиал открылся в Голландии. Ее слушатели каждый год выезжают в страны Центральной Азии, на историческую родину войлока, чтобы изучать традиции войлоковаляния. За рубежом фелтмейкеры объединяются в ассоциации, которые организуют обучение, устраивают специализированные выставки, продажи материалов для валяния, популяризируют искусство валяния, помогают развитию и продвижению бизнеса своих членов и выполняют другие важные задачи. В 1984 году в Великобритании создана Международная ассоциация по фелтингу. С 1986 года при ней выпускается ежеквартальный журнал «Felt Matters», который публикует материалы и обзоры книг, посвященные приемам и технологиям изготовления войлока. В 1998 году в Финляндии образована Ассоциация войлока Filtti, объединяющая более двухсот мастеров.

 

 

 

 

В России на сегодняшний день мастера-фелтмейкеры создают профессиональные союзы локального значения или входят в отраслевые ассоциации, такие, например, как Ассоциация «Народные художественные промыслы России», при содействии которой был реализован успешный проект – Фестиваль войлока «Шерстиваль». При Московской палате ремесел существует Гильдия фелтмейкеров. Очень активен Творческий союз мастеров по войлоку в Санкт-Петербурге, который с 2009 года проводит ежегодную выставку арт-войлока «Новая Жизнь Традиций», с 2013 года – Международный фестиваль войлока ФелтФЕСТ, а также организует и другие мероприятия. С 2017 года в Санкт-Петербурге стал выходить специализированный журнал по валянию «Felt Fashion».

 

 

 

 

Вплоть до последнего времени российские фелтмейкеры не участвовали в выставках, проводившихся за рубежом. В 2016‒2017 годах в нескольких странах Европы прошла выставка «Душа войлока», на которой более 50 мастеров из России и других русскоговорящих стран впервые представили свои работы. В сентябре 2016 года демонстрация изделий из войлока проходила в г. Зигбурге (Германия). В ноябре выставка развернулась в Амстердаме (Нидерланды), а завершилось все в январе 2017 года в итальянском городе Прато. Художественные работы из войлока российских мастеров занимали несколько залов, которые посетили тысячи поклонников этого вида прикладного творчества. Участие в выставке русскоговорящих валяльщиков позволило европейским коллегам ближе познакомиться с успехами наших мастеров. Для них российская школа валяния стала настоящим открытием.

 

 

 

 

Несмотря на то, что современная российская школа войлока имеет сравнительно недолгую историю, она считается одной из самых быстроразвивающихся в мире. По всей стране организуется множество студий по войлоковалянию. Известные и опытные мастера, работающие в разных техниках, проводят мастер-классы, как обучая новичков, так и повышая квалификацию своих коллег, передавая уникальные наработки.

 

К сожалению, рамки журнальной статьи не позволяют перечислить всех мастеров-валяльщиков, вносящих свой неоценимый вклад в популяризацию и развитие этого вида творчества, мы можем упомянуть только некоторые имена: Александр Пилин, Лара Соболева, Елена Смирнова, Елена Селезнева, Ирина Зайцева, Лидия Цховребова, Анастасия Миронова, Ирина Спасская, Наталия Щербакова, Лидия Утенкова, Любовь Рудометкина, Нина Дворецкая, Елена Панасик, Надежда Кузьменко и многие, многие другие.

 

 

 

 

В школах, на уроках по Технологии ведения дома, учителя, прошедшие обучение войлоковалянию, передают свой опыт ученикам. Некоторые текстильные институты уже начинают вводить в свои учебные программы предмет «Валяние». Однако на сегодняшний день официально такой профессии, как фелтмейкер, не существует. И это связано с ее недостаточной технологической разработкой и малым опытом практического внедрения.

 

 

 

 

Создание одежды и изделий из войлока требует не только таланта, но и кропотливой работы, огромного усердия, поскольку это полностью ручное производство, исключающее промышленные масштабы. Поэтому на данный момент этот удивительный материал остается без должного внимания со стороны крупных производителей одежды. Не стоит забывать и о том, что исходные материалы для валяния стоят недешево. Поэтому одежда из войлока – достаточно дорогое удовольствие, и, несмотря на свою возрастающую популярность, она вряд ли станет массовой.

Тем не менее, у этого материала большое будущее. Войлок интересен мастерам, на него есть спрос, появились научные разработки, облегчающие понимание технологических процессов, объясняющие «поведение» этого материала, уже получены патенты в области технологий валяния. Это, безусловно, дает основание полагать, что в скором времени валяные вещи займут свою нишу в секторе малосерийной экологичной одежды высокого класса.

 

Фото: работы мастеров Е. Селезневой, Л. Соболевой, А. Мироновой, Л. Цховребовой, Е. Смирновой, И. Зайцевой, Н. Дворецкой. 

0