500 тысяч малых предприятий для оздоровления экономики
часть 1 часть 2
Продолжение эксклюзивного интервью организаторы выставки франшиз BUYBRAND Expo, Екатерины Сойак, о франчайзинге в России.
– Стоит ли до сих пор правовой вопрос в российском франчайзинге? Насколько законодательство регулирует отношения сторон в этом бизнесе?
– Сейчас Россия переживает бум франчайзинга. В какой-то момент так же было в США: возникло множество франчайзинговых предприятий, которые потом обанкротились. На тот момент в стране было принято решение о создании закона, который регулировал бы франчайзинговый рынок. Это значительно усложнило жизнь бизнесменам, потому что им пришлось предоставлять кипу документов, прежде чем получить разрешение на открытие франшизы. Однако это же способствовало установлению порядка.
В России взаимодействие с госучреждениями выстроено иначе. Если российский франчайзинговый рынок будет полностью под контролем государства, он просто погибнет. В интересах бизнеса отрегулировать рынок самостоятельно. На сегодняшний день юридические отношения между франчайзером и франчайзи регламентируются главой 54 Гражданского кодекса РФ. Помимо договора коммерческой концессии, отношения сторон могут регулироваться лицензионным договором, договором поставки или оказания услуг, а также их различными комбинациями.
– Какая динамика развития франчайзинга в российских регионах?
– Мы наблюдаем отличную тенденцию, а именно зарождение локальных брендов в регионах России. Раньше весь бизнес начинался в Москве и Санкт-Петербурге как в самых развитых и крупных городах. Теперь же год за годом на BUYBRAND Expo появляется все больше качественных региональных концепций. Эти франшизы уже хорошо закрепились у себя «дома» и стремятся выйти на федеральный и международный уровень. Кроме того, местные франшизы активно поддерживаются муниципалитетами. Так, в этом году на выставку приезжает 11 томских франшиз и целый пул франшиз из Татарстана, которые представят свои коллективные стенды.
Что касается тематики, то здесь все неизменно уже третий год подряд: в лидерах сфера общественного питания. Очень популярен фастфуд, повсеместно все интересуются авторскими бургерными, предлагающими вкусный и здоровый продукт и интересные дизайнерские решения. Кстати, как раз региональные бренды могут предложить не просто традиционные бургеры, а свои национальные пироги и выпечку, что привлекает немало инвесторов.
Помимо этого, в регионах наблюдается высокий спрос на детский сегмент: частные детские сады, развлекательные центры, языковые курсы, магазины игрушек и тому подобное. В ряде регионов набирают популярность малые форматы, например кофе на вынос. Появляются новые концепции в сегменте услуг: мойки самообслуживания, интересные проекты, связанные с IT-технологиями.
– Какие риски могут ждать франчайзи и франчайзера при заключении сделки? На какие пункты договора стоит обратить особое внимание?
– Безусловно, во франчайзинге значительно ниже риск банкротства, нежели в бизнесе с нуля. Однако самая большая российская проблема состоит в том, что никто не любит читать договор, а это может привести к серьезным проблемам. В соглашении всегда должно быть прописано, на каких условиях произойдет расторжение договора, если вдруг франчайзи захочет прекратить деловые отношения. Ведь в этом случае именно франчайзи грозят высокие штрафы за выход из системы. Все нюансы должны быть прописаны в договоре. Его нужно очень внимательно изучить, по возможности – привлечь грамотного юриста.
Также не стоит забывать, что существует множество слабых концепций, зачастую без каких-либо стандартов и системных подходов. При покупке франшизы предприниматель, соблазнившись низкими инвестициями при входе в бизнес, порой не понимает, что именно ему предлагают. Обязательно нужно потратить время и узнать все о франчайзере, его концепции, получить максимальную информацию о франшизе из разных источников и обязательно пообщаться с действующими франчайзи. Если по какой-то причине франчайзер не дает список действующих франчайзи, стоит поискать что-нибудь другое.
Фото: shutterstock.com