Спуститься с небес на землю
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
БОЖЕСТВЕННЫЙ КУТЮР
Выставку открывает зал Византии, одного из самых могущественных государств эпохи Средневековья, выросшего из Римской империи и просуществовавшего более тысячи лет (с 286 по 1453). Оно находилось на перекрестке культурных влияний Востока и Запада, подготовив почву для эпохи Возрождения. Наследием Византии привнесено в современную культуру множество обрядов и символов, в том числе и иконопись. Неспроста именно в этом зале представлены две знаковые коллекции D&G и Versace, платья в которых представляли собой инсталляции церковной живописи.
Вдохновленные ослепительной мозаикой собора Монреале на Сицилии и Палатинской капеллой Норманнского замка в Палермо, Доменико Дольче и Стефано Габбана в коллекции осень-зима 2013/14 перенесли изображения соборной плитки на предметы одежды. Нашитые вручную пайетки, украшающие платья, напоминают мозаику, в которой каждая плитка размещается отдельно, создавая общую картину дизайна.
А пять платьев от Джанни Версаче с показа осень-зима 1997/98, как и фрагменты из коллекции осень-зима 1991/92, стали результатом его увлечения мозаикой византийских памятников Равенны V–VII веков. Он использовал нетканый материал Oroton, изобретенный и запатентованный в 1982 году. Платью, созданному в сотрудничестве с инженерами из маленьких металлических деталей, не присущи обычные свойства металла: оно мягкое, нежное и подчеркивает фигуру, движется вместе с телом, будто покрытое сжиженным золотом. Это платье – чувственное и уникальное – стало визитной карточкой Versace. Женщина в нем выглядит словно древняя богиня. Последние несколько сезонов в своих работах дизайнеры снова обращаются к религиозной символике, заимствуя атрибуты и иконографию. Одним из самых модных украшений стали кресты с разноцветными камнями и стразами.
Для Dolce & Gabbana вдохновением к созданию коллекции нынешнего сезона и кутюрной весна-лето 2019 стала выставка Heavenly Bodies. На подиум вернулись бестселлеры прошлых лет в обновленной интерпретации.
Следующий зал – зал средневековых скульптур – напоминает продольный план западных церквей с центральным проходом (или нефом) и двумя боковыми. Этот план отвечает структуре и характеру богослужения с процессуальными церемониями. Существуют четкие аналогии между презентацией традиционной моды и литургическими шествиями Римско-католической церкви. Как правило, оба события следуют упорядоченной, заранее определенной схеме, в обоих присутствуют активные участники (модели или духовенство), пассивные (гости или миряне), оба сопровождаются музыкой. По сути, показы мод и церковные шествия являются театральными зрелищами, которые основаны на подиумном представлении.
Федерико Феллини исследовал эти связи в своем фильме «Рим» (1972), в «церковном показе мод», который разворачивается как сатирическое карнавальное представление религиозной одежды, отражающее иерархию Римско-католической церкви. Тогда фильм подвергли жесткой цензуре. Спустя почти полвека эту сцену прокручивают на экранах музея, демонстрируя наряды, созданные художником по костюмам Данило Донати.
Другие экспонаты отсылают нас к хорошо известным фильмам, в которых использованы платья монахинь: к американской драме «История монахини» (1959) с Одри Хепберн в главной роли, мюзиклу «Звуки музыки» (1965) с Джули Эндрюс и комедии «Действуй, сестра!» с Вупи Голдберг (1992).
В зале можно увидеть различные виды монашеской одежды, при создании которых дизайнеры придерживались принципов простоты и скромности и ограничивались монохромной палитрой, обычно – черным, белым и коричневым цветами.
Кураторы выставки старались показать, что красота – это путь к Богу. И одежда здесь выступает как форма высокого искусства.
Многие дизайнеры, чьи работы были собраны в залах, получили католическое воспитание. Духовность является немаловажной частью их жизни и творчества.
Неожиданным и слегка призрачным выглядит слабо освещенный ряд манекенов на балконе зала в хоровых одеждах, созданных Кристобалем Баленсиагой для испанского хора Orfeón Donostiarra в 1945 году. Будучи глубоко верующим человеком, дизайнер ежедневно посещал мессу и даже подумывал стать священником.
В главном здании музея также представлено 40 церковных шедевров из Сикстинской капеллы, причем некоторые из них ранее никогда не покидали Ватикан. В число экспонатов вошли красные туфли Папы римского Иоанна Павла II; тиара, инкрустированная 19 тысячами драгоценных камней, из которых 18 тысяч – бриллианты; диадемы XVIII и XIX веков; Облачение – подарок австрийской императрицы Папе Пию IX, на изготовление которого понадобилось 16 лет и 15 мастеров.
Отдельную часть экспозиции составляет коллекция банкира Роберта Лемана – одно из самых необычных частных собраний произведений искусства в Соединенных Штатах. Она особенно известна картинами итальянского и северного Ренессанса, многие из которых основаны на религиозных темах и предметах. Также здесь представлен ансамбль Тьерри Мюглера, состоящий из небесных персонажей, ангелов, святых и Богородицы.
Продолжение следует.
Автор: Елена Державец
Фото: из открытых источников