подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
23.05.2019 | Альбина Весина

Спуститься с небес на землю

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4

 

МОДА КАК АРХИТЕКТУРА


Дизайнерская студия Diller Scofidio + Renfro рассмотрела моду в преломлении близкой для себя темы – архитектурного жанра, где предметы одежды, запечатленные в фотографии, «застыли» в домашних интерьерах середины прошлого века и образа жизни их обитателей, отражающих стиль того времени. Это повествование о молодости, старении, безвременье и идентичности. На фотографиях повсюду разбросаны десять аксессуаров, составляющих капсулу 2013 года, – подборка из коллекций одежды haute couture и ready-to-wear.


Здесь архитектура и мода сравниваются и вместе с тем противопоставляются. В то время как в моде прилагательное «архитектурный» является положительным термином и применяется к дизайну с ярко выраженной структурой и формой, в архитектуре термин «модный» считается уничижительным, т. к. предполагает мимолетную тенденцию, не имеющую длительной ценности. Стремление архитектуры к постоянству – результат не только больших инвестиций, необходимых для строительства, но также и ее приверженности устойчивым ценностям. Модой же, напротив, движет безумное желание постоянно обновляться. Продолжительность жизни тренда – сезон, а не столетие. Но оба направления сходятся в классическом статусе, зарезервированном в понятиях «эксклюзивный дизайн», «недостижимое совершенство» и «выдержало испытание временем».

 


И поскольку тенденции, как правило, приходят и уходят, чтобы вернуться снова, быстрое колесо моды иногда приходит в соответствие с медленным движением архитектуры – своеобразная синхронность между «временем моды» и «временем архитектуры», что живут в состоянии прошлого-настоящего.


Философское понимание моды архитекторами из бюро Diller Scofidio + Renfro и ее интерпретации особенно интересны. Их глубокое изучение темы моды и религии будет воплощено на выставке Heavenly Bodies, в которой они стали дизайнерами и о которой пойдет речь ниже.


Греческий фотограф Мария Пападимитриу взяла для анализа 2014 года одежду цыган (рома́), которая, по ее словам, может стать средством антропологического и со­­циологического исследования образа жизни. Наиболее яркой ее характеристикой является движение и несоответствие доминирующему порядку.


Цыгане давно рассеяны по всей Европе и по сей день сохранили свою автономию, оставаясь в закрытых кочевых группах. У них сильно развито чувство традиции в вопросах идентичности, одежды, сексуальности, материальной культуры, семьи и отношений между полами.


Сегодня ряд экономических и социальных сдвигов стал причиной широкого распространения миграции, переселения народов, в результате чего создаются классовые диаспоры, аналогичные ко­­чевничеству цыган, но обеспечившие их выживание до настоящего времени.


Бренд IRMA GYPSY GLOBALES помогает восстановить историю и генеалогию цыганс­кого дома моды, основатели которого были выходцами из Румынии и в начале XX века следовали во Францию, Италию, Грецию. Они разрабатывают и производят линии аксессуаров, одежды и предметов, которые используются цыганами в реальной жизни в качестве символов и ритуалов, несут в себе сообщение о законах и отношениях внутри группы, устанавливают модели поведения и определяют культурные и эстетические представления. Именно поэтому цыгане придают важное значение своей одежде как одному из способов визуально обозначить свою этническую ветвь.


МОДА С НЕБЕС


Мы пытаемся стереть границы пространства и времени, ментальные и эмоциональные, считая внутренние ограничения искаженным восприятием нашего разума. Возможно, это и так, но расширение границ и глобализацию многие зачастую понимают как «вне рамок». Вместо осознания ценности свободы – выбора, достижений, целей, передвижения – происходит искаженное ее понимание. И искусство здесь является зеркалом, в котором особенно заметен разрыв между ограничением и вседозволенностью.


Возвращаясь к выставке в Нью-Йорке, ко­­торая стала «подарком богов», как написал Wall Street Journal, становится ясно то, где мы находимся сейчас, и видна перспектива, к которой мы движемся, – «... идея настолько правильная, несомненно величественная, что удивительно, почему это не случилось здесь раньше».

 


Эндрю Болтон, директор Института костюма Метрополитен-музея, сказал: «Мы хотели посвятить выставку понятию красоты. По мнению теологов, в древнем мире она часто служила источником духовного возвышения. Она оставалась одним из величайших проявлений божественной любви, обладающей притягательной силой, которая вытягивает людей из грязи и эгоизма в направлении возвращения к Богу; и именно так работает Вселенная в католическом воображении».


Изначально организаторы планировали охватить пять основных религий: ислам, иудаизм, буддизм, индуизм и католицизм. Но в процессе подготовки материалов оказалось, что масштаб проекта настолько велик, что объединить все собранное в одну выставку попросту невозможно.


Более 150 потрясающих кутюрных ансамблей заполнили средневековые и византийские галереи MET. От свадебных платьев от Ива Сен-Лорана и ангельских драпировок от Rodarte до накидки священника от Кристобаля Баленсиаги. Экстравагантные наряды Девы Марии от Жан-Поля Готье, вечерние платья Эльзы Скиапарелли, Жанны Ланвен, Кристиана Лакруа и Аззедина Алайя множеством способов освещают образные традиции католицизма. Мода, монументальные скульптуры святых, библейские сюжеты и хоральные песнопения звучат в унисон, создавая немного театрализованную, драматическую атмосферу. Поставленные мизансцены в приглушенном свете наполняют пространство музея таинственностью и духовностью, мысленно перемещая зрителя в настоящий католический храм.


В каждом предмете проявляется четкая склонность к метафоре и мистике. В золоте, драпировке и расшитых вставках чувствует­ся влияние потустороннего мира, оторванного от земных забот.

 

Продолжение следует.

 

Автор: Елена Державец

Фото: из открытых источников

 
 
0