ЛЕГПРОМ-2019: тренды, проблемы, прогнозы
Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности А.В. Разбродин рассказал «ММ» о ключевых тенденциях отрасли в новом году.
часть 1 часть 2
К концу текущего года в легкой промышленности России стали проявляться все более сложные тренды, которые могут вовлечь в стагнацию значительную часть подотраслей легпрома. Эти вопросы были подробно обозначены в ходе правительственного совещания в Иваново 29–30 ноября по проблематике отрасли. В реестр рекомендаций данного форума вошли практически все предложения и оценки, высказанные Союзлегпромом и другими участниками этого совещания, и можно надеяться, что они будут учтены в рамках государственной промышленной политики в ближайшие годы и в среднесрочной перспективе.
Стоит прежде всего отметить, что уровень господдержки легпрома, и без того невысокий, может в текущем году понизиться или, как минимум, остаться на уровне 2018 года. Главным образом потому, что Правительство впредь намерено оказывать поддержку отраслям и предприятиям, ориентированным на экспорт. Однако речь должна идти, как считают эксперты Союза, о развитии производства и экспорта инновационной и в целом высококонкурентной продукции, а не экспорта вообще. Тем более что зарубежные ниши по продукции легпрома в основном уже заняты странами и компаниями-конкурентами.
Отладка такого характера производства и освоение зарубежных рынков – процесс, как показывает мировая практика, длительный и при том требующий нарастающей господдержки – прямой и косвенной. Этот процесс занял, например, в легпроме КНР и Турции свыше 10 лет (70–90-е гг.); в странах Юго-Восточной и Южной Азии – не меньше 10 лет. Да и сегодня в этих странах не останавливаются на достижениях как в производстве конкурентоспособной продукции легпрома, так и в обновлении мер господдержки данной отрасли.
В России ключевой мерой поддержки стало субсидирование ставок по кредитам на пополнение оборотных средств и на финансирование производственной деятельности. В 2017–2018 гг. на эти цели было выделено из Резервного фонда Правительства по 1 млрд рублей. Впрочем, многие эксперты и представители бизнеса считают, что такой объем едва покрывает треть отраслевых потребностей по упомянутым направлениям.
В то же время все более актуальной проблемой для отрасли стало резкое сокращение банковского кредитования оборотных средств предприятий. Причем эта тенденция «стартовала» еще в 2014-м. В Союзлегпроме считают, что, наряду с означенным трендом, возможный отказ от госсубсидирования затрат, направленных на финансирование производственной деятельности, поставит отечественных производителей в заведомо невыгодное положение в сравнении с зарубежными конкурентами. Что, конечно, скажется на темпах и объемах импортозамещения в легпроме. В ходе совещания представители отрасли предложили включить в госбюджет на 2020–2021 гг. субсидии на пополнение оборотных средств и поддержку лизинга оборудования в объемах не ниже уровня 2017 года.
Вместе с тем стоит отметить приоритетность продукции российского легпрома в госзаказе. Бизнес отмечает последовательность работы в этом направлении со стороны Правительства и Минпромторога РФ. Скажем, в закупках госкомпаний (и компаний с госучастием) за 2015–2018 гг. доля российских тканей выросла почти вдвое. В том числе в гособоронзаказе – с 30 до 80%. В связи с чем отраслевое сообщество предлагает сохранить действие соответствующих Постановлений Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 и от 14 января 2017 г. N 9.
Над текстом работал Алексей Чичкин
Фото: из открытых источников