Ирина Хакамада: о моде и не только...
Сегодня мы поговорим о моде и стиле с Ириной Хакамадой. Политик, бизнесмен, писатель и просто замечательная, стильная, уверенная в себе – Ирина Муцуовна не оставляет равнодушным никого. Многие считают ее законодательницей мод, что нашло отражение в коллекциях бренда Хакама, созданного совместно с Еленой Макашовой, музой которой, по признанию модельера, была, есть и будет госпожа Хакамада. Итак, у нас в гостях общественный деятель, писатель, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Хакамада.
– Ирина, скажите, пожалуйста, что для Вас мода?
– Никогда не задумывалась над этим вопросом. При всей кажущейся простоте в этом понятии скрыто очень много различного философского смысла, разных граней и точек зрения. Но давайте отбросим все мысли о культурном наследии и подобных глубинных вопросах. Для меня мода – это прежде всего способ самовыражения личности. Нельзя забывать о том, что то, что на человеке надето, в первую очередь выражает его внутренние чувства и ощущения.
– А может ли мода изменить эти ощущения?
– Наверное, может, это такой «вампирский» вариант моды, когда она заставляет менять свое сокровенное и принимать чужой облик. К моде вообще нужно подходить аккуратно, потому что она может изменить не только ощущения, но и сущность человека, заставить его изменить себя. Лично мне такой аспект моды никогда не нравился. Я предпочитаю делать свою моду, а не подстраиваться под диктат чужих мыслей. Пойдя наперекор сложившимся традициям, можно стать очень модным человеком.
– Как с мужской рубашкой?
– Ну, примерно, эта рубашка благодаря прессе обросла мифами и легендами, но в результате дала один из импульсов к рождению коллекции Хакама.
– Как состояние страны выражается в облике ее граждан?
– В состоянии подъема экономики люди покупают дорогие вещи, предпочитают раскрученные бренды. В состоянии рецессии возникают модные течения, которые позволяют выглядеть шикарно, но не тратить много денег, а в состоянии кризисов, экономических или политических, – люди предпочитают одеваться в темные тона. Но это, скорее, все же не экономические предпосылки, а отражение эмоционального состояния людей. Когда человек уверен в своем будущем, спокоен за своих детей, он становится более открытым и проще принимает все новое и красивое. А когда на душе «кошки скребут», тут не до буйства красок.
– А в нашей стране сейчас какое состояние?
– У нас страна пока все еще находится в состоянии ажиотажного спроса. Причем это отражается на всех уровнях нашего общества. И богатые, и бедные, и средний класс. Мы еще не наелись, не удовлетворили все наши потребности. Поэтому нам свойственен некий потребительский экстремизм, который успешно подогревается производителями. И в одежде все то же самое. Царит хаос, новые марки появляются одна за другой, в моде совмещается несовмещаемое и в результате иногда получаются весьма забавные имиджи, особенно в молодежной среде. У нас еще нет культуры ношения одежды, точнее, те крупицы, что были при советской власти, мы растеряли, а новое… оно нарастает очень медленно. Это как культурный слой у археологов, он еще просто не накопился. Но со временем все изменится. Вечно бунтующая молодежь вырастет, поймет, что стиль и роскошь – это совсем не красные подметки и кричащие одежды. Общество потребления не может вечно потреблять, пройдет и этот этап. Придет понимание, что мода не должна приносить вред здоровью. Согласитесь, что угги, совсем не имеющие каблука, или сумасшедшие шпильки, на которых наши юные и не всегда юные модницы пытаются передвигаться по нашим обледенелым и не чищенным от снега улицам – это просто опасно для здоровья. Понятно, что в 16 лет это все хотя бы красиво, а ближе к 40 … уже смешно. Но ценность собственных здоровых ног понимаешь только с возрастом. Так и в моде: наше молодое общество пока еще не понимает, что здоровье – это главное. Хотя уже все больше и больше входит в моду именно здоровый образ жизни и соответствующая ему мода. А это значит, что определенный этап развития нашей страны мы уже прошли.
– Есть у нашей страны шанс когда-нибудь стать цивилизованной страной, хотя бы с точки зрения одежды?
– Конечно, есть, и не только с точки зрения одежды. У нас всегда основу общества составляли мыслящие люди. И когда прошел этап первоначального накопления капитала, люди, добывшие себе эти средства, стали задумываться, куда их потратить с пользой. Образование детей, повышение собственного культурного уровня. Все это уже произошло, и будет происходить дальше. Вслед за массмедиа эти модные тенденции проникают в широкие слои общества. Ни для кого не секрет, что в любом случае основой любой страны были и будут ее граждане, и от успеха каждой личности зависит успех государства в целом. Яркий пример происходящих изменений – это очереди в музеи Москвы и других крупных городов нашей Родины в праздничные дни. Это яркий показатель изменения массового сознания. А с точки зрения одежды… обратили внимание, что после массового закрытия вещевых рынков у нас не произошло то, чего все так боялись: он не перенеслись на другое место. Да, часть этих образований осталась, но не в таком масштабе. Рынок становится цивилизованным, люди чаще ходят за покупками в торговые центы и гипермаркеты, а не на оптовые рынки за товарами сомнительного качества. Да, я оптимист, я считаю, что еще 10–20 лет, и та смена поколений, которая сейчас происходит, окончательно приведет нашу страну к мировой цивилизации, когда мы все станем уважать себя и свою страну.
Фото: Mercedes-Benz Fashion Week Russia