подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
24.05.2019 | Альбина Весина

Спуститься с небес на землю

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4

 

БОЖЕСТВЕННЫЙ КУТЮР


Выставку открывает зал Византии, одного из самых могущественных государств эпохи Средневековья, выросшего из Римской империи и просуществовавшего более тысячи лет (с 286 по 1453). Оно находилось на перекрестке культурных влияний Востока и Запада, подготовив почву для эпохи Возрождения. Наследием Византии привнесено в современную культуру множество обрядов и символов, в том числе и иконопись. Не­­спроста именно в этом зале представлены две знаковые коллекции D&G и Versace, платья в которых представляли собой инсталляции церковной живописи.


Вдохновленные ослепительной мозаикой собора Монреале на Сицилии и Палатинской капеллой Норманнского замка в Палермо, Доменико Дольче и Стефано Габбана в коллекции осень-зима 2013/14 перенесли изображения соборной плитки на предметы одежды. Нашитые вручную пайетки, украшающие платья, напоминают мозаику, в которой каждая плитка размещается отдельно, создавая общую картину дизайна.


А пять платьев от Джанни Версаче с показа осень-зима 1997/98, как и фрагменты из коллекции осень-зима 1991/92, стали результатом его увлечения мозаикой византийских памятников Равенны V–VII веков. Он использовал нетканый материал Oroton, изобретенный и запатентованный в 1982 году. Платью, созданному в сотрудничестве с инженерами из маленьких металлических деталей, не присущи обычные свойства металла: оно мягкое, нежное и подчеркивает фигуру, движется вместе с телом, будто покрытое сжиженным золотом. Это платье – чувственное и уникальное – стало визитной карточкой Versace. Женщина в нем выглядит словно древняя богиня. Последние несколько сезонов в своих ра­­ботах дизайнеры снова обращаются к религиозной символике, заимствуя атрибуты и иконографию. Одним из самых модных украшений стали кресты с разноцветными камнями и стразами.


Для Dolce & Gabbana вдохновением к созданию коллекции нынешнего сезона и кутюрной весна-лето 2019 стала выставка Heavenly Bodies. На подиум вернулись бестселлеры прошлых лет в обновленной интерпретации.

 


Следующий зал – зал средневековых скульптур – напоминает продольный план западных церквей с центральным проходом (или нефом) и двумя боковыми. Этот план отвечает структуре и характеру богослужения с процессуальными церемониями. Сущест­вуют четкие аналогии между презентацией традиционной моды и литургическими шест­­виями Римско-католической церкви. Как правило, оба события следуют упорядоченной, заранее определенной схеме, в обоих присутствуют активные участники (модели или духовенство), пассивные (гости или миряне), оба сопровождаются музыкой. По сути, показы мод и церковные шествия являются теат­ральными зрелищами, которые основаны на подиумном представлении.


Федерико Феллини исследовал эти связи в своем фильме «Рим» (1972), в «церковном показе мод», который разворачивается как сатирическое карнавальное представление религиозной одежды, отражающее иерархию Римско-католической церкви. Тогда фильм подвергли жесткой цензуре. Спустя почти полвека эту сцену прокручивают на экранах музея, демонстрируя наряды, созданные художником по костюмам Данило Донати.


Другие экспонаты отсылают нас к хорошо из­­вестным фильмам, в которых использованы платья монахинь: к американской драме «История монахини» (1959) с Одри Хепберн в главной роли, мюзиклу «Звуки музыки» (1965) с Джули Эндрюс и комедии «Действуй, сестра!» с Вупи Голдберг (1992).


В зале можно увидеть различные виды монашеской одежды, при создании которых дизайнеры придерживались принципов простоты и скромности и ограничивались монохромной палитрой, обычно – черным, белым и коричневым цветами.


Кураторы выставки старались показать, что красота – это путь к Богу. И одежда здесь выступает как форма высокого ис­­кусства.


Многие дизайнеры, чьи работы были со­­браны в залах, получили католическое вос­­питание. Духовность является немаловажной частью их жизни и творчества.


Неожиданным и слегка призрачным выглядит слабо освещенный ряд манекенов на балконе зала в хоровых одеждах, созданных Кристобалем Баленсиагой для ис­­панского хора Orfeón Donostiarra в 1945 году. Будучи глубоко верующим человеком, дизайнер ежедневно посещал мессу и даже подумывал стать священником.


В главном здании му­­зея также представлено 40 церковных шедевров из Сикстинской капеллы, причем некоторые из них ранее никогда не покидали Ватикан. В число экспонатов вошли красные туфли Папы римского Иоанна Павла II; тиара, ин­­крустированная 19 тысячами драгоценных камней, из которых 18 тысяч – бриллианты; диадемы XVIII и XIX веков; Облачение – подарок австрийской императрицы Папе Пию IX, на изготовление которого понадобилось 16 лет и 15 мастеров.


Отдельную часть экспозиции составляет коллекция банкира Роберта Лемана – одно из самых необычных частных собраний произведений искусства в Соединенных Штатах. Она особенно известна картинами италь­янского и северного Ренессанса, многие из которых основаны на религиозных темах и предметах. Также здесь представлен ансамбль Тьерри Мюглера, состоящий из небесных персонажей, ангелов, святых и Богородицы.

 

Продолжение следует.

 

Автор: Елена Державец

Фото: из открытых источников

0