ZARAЖЕННЫЕ
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
Модернизированное производство и процедуры инвентаризации, установка новой компьютерной программы учета товара, связавшей магазины и расширяющуюся сеть производственных точек, защитили компанию от рисков и финансовых потерь, от производства и хранения большого количества возвратного товара. Казалось бы, стратегия ZARA противоречит принципам, по которым в современном бизнесе строятся цепочки поставок. Так, в отличие от многих поставщиков одежды, активно использующих аутсорсинг, она изготавливает почти половину своей продукции самостоятельно. При этом не стремится максимально наращивать ее объемы, сознательно сохраняя свободные производственные мощности. Кроме того, что ZARA занимается дизайном, хранением, дистрибуцией, она еще и самостоятельно осуществляет логистику. Именно эффективная логистика в немалой степени способствовала ее успеху. То, что компания изготавливает одежду не в Китае, а в странах Восточной Европы и Турции, позволяет ей экономить на транспортных издержках, снижать риски, а главное – уменьшать время доставки.
В ZARA первостепенное значение придается скорости и синхронности операций. Для розничных торговцев установлены жесткие графики размещения заказов и получения товара. Ценники на изделия прикрепляются не в магазине, а при отгрузке партии. В компании спокойно, а то и с одобрением, относятся к тому, что в точках продаж время от времени возникает дефицит товаров. В магазинах ZARA покупатель всегда находит привлекательные новинки – ассортимент обновлялся каждые две недели – но в весьма ограниченном количестве.
Его в некотором роде провоцируют, создавая ощущение ускользающей эксклюзивности: «Платье отличное, и мне подходит, но оно всего в одном экземпляре. Если сейчас не куплю, другого шанса не будет».
Не год и не два потребовалось на то, чтобы создать такую гибкую и чувствительную к изменениям систему. Но благодаря ей к 1989 году число магазинов ZARA в Испании насчитывало уже около сотни. За год до этого был открыт первый зарубежный филиал в португальском городе Порто, а следом и в США. К тому времени ZARA уже входила в холдинг Industria de Diseno Textil, S.A., или INDITEX, созданный Ортегой в 1985 году, где наряду с ней были представлены и другие бренды. К концу 1990-х INDITEX стала самой крупной транснациональной компанией по продаже одежды в Испании и одной из крупнейших в мире. Опережали ее только американская Gap и шведская Hennes & Mauritz AB (H&M). К этому времени холдинг существенно расширил свою экспансию не только в Европе, но и по всему миру. Вот хроника этого развития: 1990 год – открывается магазин во Франции, 1992 год – Бельгия, Швеция и Мексика, 1993 – Греция, 1995 – Мальта, 1996 – Кипр, 1997 – Япония и 1998 – Аргентина, Великобритания и Венесуэла. Хотя большая часть открывавшихся магазинов принадлежала INDITEX, на некоторых рынках, например Средне-Восточном, заключались соглашения с местными дистрибуторами на правах выкупа франшизы. К 2000 году магазины ZARA появились в Германии, Нидерландах и странах Восточной Европы. Сегодня их насчитывается уже 1671 и расположены они в 86 странах мира. В шести странах, которые приносят компании 40% дохода, в частности, в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании и Португалии.
ZARA активно развивает и интернет-торговлю. INDITEX планирует запустить онлайн-продажи одежды и в Китае. Стоит отметить, что компания заметно расширила свое присутствие на китайском и других развивающихся рынках. Это позволило ей в нынешние, не лучшие времена, когда розничные продажи одежды и обуви в странах Евросоюза сокращаются, снизить свою зависимость от испанского рынка и за первый квартал этого года нарастить прибыль на 30%, доведя ее до 432 млн евро. А основателю компании – Амансио Ортеге – удалось стать самым богатым европейцем, чей личный капитал, согласно рейтингу агентства Bloomberg, которое ежедневно пересчитывает состояния двадцати самых богатых людей планеты, составил в 2012 году 39,5 млрд долларов.
Продолжение следует
Автор: Игорь Мамин
Фото предоставлены автором