Профессионалам
06.06.2017 | Лидия Соколова

ZARAЖЕННЫЕ

часть 1      часть 2      часть 3       часть 4

 

Согласно рейтингу «Любимые бренды россиян» компании Online Market Intelligence (OMI), среди top-20 (top of mind) почетное тринадцатое место в 2012 году заняла компания ZARA, впервые попавшая в список любимчиков потребителей.

 

В этом немалую роль сыграла агрессивная экспансия испанского бренда на российском рынке. «Мы открываем по 50 – 60 магазинов в год и эту динамику хотели бы сохранить», – признался в недавнем интервью газете «Ведомости» Хесус Эчивария, коммуникационный директор корпорации INDITEX Group, куда наряду с ZARA входят такие марки, как Stradivarius, Bershka, PULL & BEAR, Massimo Dutti и другие. Отметим, что к сентябрю 2012 года ритейлерская сеть испанского холдинга в России насчитывала 274 магазина, в их числе – 58 магазинов ZARA, 50 – Bershka, по 47 приходилось на PULL & BEAR и Stradivarius, 18 – Massimo Dutti, 37 – OYSHO, 12 – ZARA HOME и 5 – UTERQÜE.

 

ZARA присутствует на российском рынке с 2002 года. Поначалу бренд продвигала финская компания Stockmann, но в 2006-м INDITEX объявила, что будет развиваться самостоятельно, и выкупила у дистрибутора открытые на тот момент магазины. По оценкам информационного агентства INFOLine, выручка INDITEX на территории нашей страны по итогам 2011 года выросла на 20% и составила 13,6 млрд руб. К слову, у местных игроков она больше: у «Спортмастера» – 47 млрд, у «ЦентрОбуви» – 29,3 млрд, у «Глории Джинс» – 15,5 млрд руб. Но судя по тому, сколь успешно завоевывает зарубежные рынки Inditex Group, являющаяся самым крупным розничным продавцом одежды в мире, испанская корпорация готова побороться за лидерство с российскими ритейлерами. В первом квартале 2012 года чистая прибыль компании на рынке ритейла составила 432 млн евро, а объем продаж в магазинах ZARA, PULL & BEAR и Massimo Dutti достиг в отчетный период 3,42 млрд евро. Аналитики отмечают, что, как это ни парадоксально, своим успехом на ниве одежного ритейла компания во многом обязана разразившемуся кризису. А стоимость бренда ZARA согласно BrandZ Top 100 Most Valuable Global Brands – ежегодному рейтингу стоимости мировых брендов, опубликованному аналитическим агентством Millward Brown, – составила в 2012 году 12,2 млн долларов, прирост по отношению к предыдущему году – 22%. Сумев вовремя уловить изменения в психологии покупателя, произошедшие в последнее время, и поняв, что нынешняя тенденция к экономии затронула не только товары длительного пользования, но и стандартную потребительскую корзину, включающую повседневную одежду, ZARA, в отличие от многих конкурентов, смогла ответить на новые запросы покупателей. Грамотный маркетинг, умение консолидировать бизнес и сокращать расходы, развитие сети и «чувство бизнеса» – все это помогло не просто удержаться на плаву, но и заполнить освобождающиеся в период кризиса ниши.

 

 

Интересно, что своим появлением ZARA тоже обязана кризису. Правда, локальному, случившемуся в 1975 году в делах начинающего испанского предпринимателя Амансио Ортеги из Ла-Коруньи – второго по величине города в округе Галисия. Немецкий партнер Ортеги неожиданно отменил крупный заказ на поставку женского белья и одежды, в который Амансио вложил все свои средства. Других покупателей у него не было. В отчаянии Ортега решил самостоятельно сбывать свою продукцию. И вместе с женой, Розалией Мера, открыл магазинчик поблизости от главного универмага города. Ортега выбрал для него название Zorba (по имени любимого персонажа Энтони Куинна из популярного фильма режиссера Какоянниса «Грек Зорба»), но из-за проблем с регистрацией его пришлось изменить на ZARA. Вскоре после открытия ассортимент магазина дополнили модели-двойники известных модных домов – по разумным ценам. Постепенно модные тенденции стали все смелее обыгрываться в новых коллекциях, и у бренда появился собственный стиль.

 

Продолжение следует

Автор: Игорь Мамин

Фото предоставлены автором

0