Профессионалам
21.03.2019 | Альбина Весина

Растут большими и маленькими

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4

 

БЕДНЫЕ ЛЮДИ


На покупателя, его поведение и готовность тратить по-прежнему будет влиять общая экономическая ситуация в стране, изменение реальных доходов и доступность кредитов, констатирует Ольга Яруллина. «На фоне текущей экономической ситуации наблюдается снижение реального платежеспособного спроса, в особенности с учетом принятых в 2018 г. реформ об увеличении пенсионного возраста и повышении НДС, – вздыхает г-жа Яруллина. – Скорее всего, на протяжении 2019 г. ситуация на рынке ритейла принципиально не изменится, в результате чего сохранятся тенденции, о которых мы говорили ранее».


В JLL соглашаются: главным законодательным нововведением 2018 г., которое повлияет на работу всего рынка ритейла и fashion-индустрии в частности, стало повышение ставки НДС с 18% до 20%. В компании прогнозируют, что этот шаг или снизит маржинальность бизнеса арендаторов, или повысит розничную стоимость товаров. Уже сейчас мы наблюдаем рост рекомендованных цен в некоторых торговых сетях.

 


При этом подход потребителей к шопингу, по сравнению с 2018 г., существенно не изменится, поскольку трансформация поведенческой модели началась еще в 2017 г., когда наблюдалось сокращение расходов на предметы не первой необходимости и в целом «разумное потребление», убеждены в JLL. Данную тенденцию поддержит рост цен, неизбежный все из-за того же увеличения налоговой ставки, а также увеличение затрат на коммунальные услуги.

 

«Главным конкурентом торговых центров сегодня стали интернет-магазины, – напоминает Ольга Яруллина. – Смена поколений привела к изменению потребительского поведения: подавляющее большинство покупателей используют интернет для поиска и покупки товаров – это удобно и экономит много времени. Чтобы привлечь посетителей, ТЦ меняют концепции, а также становятся мультиформатными (среди арендаторов ТЦ теперь встречаются и школы танцев, и МФЦ, и почтовые отделения, и даже частные клиники). Все большую роль в привлечении трафика играет развлекательная составляющая – развиваются общественные пространства от всевозможных площадок, детских городков («Zамания», «Кидзания», «Муравейник» и т.д.) и игровых зон для взрослой и детской аудитории до принципиально новых, но уже популярных форматов общепита – фуд-холлов и market place. Та же IKEA, например, начала организовывать в ТЦ «МЕГА» по всей России пространства для встреч (создание детских площадок, социальных объектов, даже парков с водоемами, приспособленными для развлечений на воде и т.д.), причем концепция для каждого торгового центра уникальна и отражает особенности города и культуры. В ТЦ и дальше будут появляться нестандартные форматы: коворкинги, выставочные площадки, помещения для шоу-румов, pop-up stores и интернет-магазинов в краткосрочную аренду. Pop-up точки дают дополнительные продажи без больших затрат на аренду, увеличение аудитории, возможность презентовать лимитированную или тематическую коллекцию товаров и напрямую пообщаться с клиентами».

 


«На фоне ограниченного предложения качественных торговых площадей и усиления конкуренции за покупателей еще в 2018 г. на рынке усилился тренд объединения различных услуг и товаров в единое пространство, – соглашается Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL. – Идет активная коллаборация форматов и концепций: кафе и магазинов, коворкингов и кафе, магазинов и детских комнат, развлечения и образования».


Впрочем, рост онлайн-торговли в России в целом пока не влияет на развитие рынка торговой недвижимости, так как показатель обеспеченности торговыми площадями в российских городах остается на довольно низком уровне, считают в JLL.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЕСЫ


На фоне бума интернет-торговли продолжается и трансформация складского сегмента и городской логистики. Наблюдается увеличение числа инвестиционных проектов, среди которых распределительные центры для продуктовых компаний и онлайн-ритейлеров, data-центры и т.д.

 


Основными покупателями и арендаторами складов, по прогнозам Radius Group, в 2019-м также останутся ритейлеры – как классические, так и e-commerce компании, которые активизировались в последние несколько лет. Сейчас рынок складской недвижимости находится в ожидании новых крупных сделок от ведущих онлайн-ритейлеров: «Яндекс.Маркета» и совместного предприятия Alibaba, Mail, «Мегафона» и РФПИ, которые в прошлом году заявили о планах развития своей логистической инфраструктуры. Эти сделки станут важным драйвером развития рынка. Растущая активность e-commerce компаний стимулирует и развитие новых форматов – так называемых «складов последней мили» в Москве. В частности, в прошлом году в столице был заявлен ряд современных проектов формата light industrial, которые в дальнейшем могут использоваться онлайн-ритейлом как сервисные центры и склады последней мили. Подобные объекты будут активно появляться как в столице, внутри МКАД, так и в других крупных городах, прогнозируют в компании.

 

Текст: Екатерина Реуцкая

Фото: shutterstock

0