Перенос производства в Россию: шить или не шить?
Господдержка
По данным Fashion Consulting Group, уровень изношенности основных фондов швейных предприятий достигает 80–85%. Легкая промышленность нуждается в современном, усовершенствованном оборудовании, иначе говоря, в развитии инноваций в области машиностроения. Следовательно, возрастает необходимость в проведении исследований, в развитии таких сфер, как станкостроение, машиностроение и нанотехнологии. Само по себе создание наноматериалов без последующего их применения не имеет смысла.
В условиях морального и физического старения основных производственных фондов значительной части предприятий, вливания из государственного бюджета становятся необходимым условием поддержания существующих мощностей и развития перспективных и конкурентоспособных производств. Прибыль, получаемая от предприятий, использующих изношенное и морально устаревшее оборудование, не может быть стабильной, а значит, и выплаты налогов от таких предприятий будут соответствующими. Именно поэтому в ряду антикризисных мер для поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности Правительство РФ предоставляет субсидии из средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в российских кредитных организациях. Это мера, безусловно, полезная и, как всякая косвенная поддержка, эффективная. Можно считать, что таким образом одновременно поддерживается легкая промышленность и банковский сектор, и делается это на понятных и рациональных условиях.
На поддержку легкой промышленности в 2014 году из федерального бюджета было выделено 1,7 млрд руб., а в начале 2015 года Минпромторг даже обнародовал антикризисные меры, чтобы не допустить закрытия предприятий. Среди них льготное кредитование и увеличение субсидий. Всего за 2015 год правительство потратило на развитие отрасли 1,5 млрд руб.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года были утверждены очередные меры по поддержанию отрасли. Среди них – предоставление в срок до июня 2016 года субсидий в размере 0,6 млрд руб. из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство школьной формы для учеников начальных классов из российских камвольных тканей. Таким образом государство намерено мотивировать швейные предприятия приобретать отечественные камвольные ткани (ожидаемый рост производства камвольных тканей составит 2 млн м в год). Еще 0,8 млрд было выделено на возмещение части затрат по выплате кредитов.
Но, несмотря на эти меры, российская легкая промышленность обеспечивает всего около 25% внутреннего рынка, остальные 75% приходят извне.
Кто и что шьет?
Переходя к конкретике, перечислим крупнейшие производственные предприятия, которые шьют одежду под собственными марками, а также способны взять на себя заказы по пошиву готовой одежды на аутсорсинге.
Основные направления в швейном производстве России – это изготовление пальто и полупальто, курток, костюмов, платьев и сарафанов, брюк и шорт, а также пошив спецодежды.
Крупнейшие компании по производству пальто и полупальто в России: ОАО «Маяк» (Нижегородская область), ООО «Синар» (Новосибирская область), ЗАО «Балтийская линия» (Калининградская область), ЗАО «Элегант».
Куртки производят здесь: ООО «Витекском» (Московская область), ООО «Ариадна-96» (Ростовская область), ОАО «Кукморская швейная фабрика» (Татарстан).
Крупнейшие производители костюмов: ЗАО Псковская швейная фабрика «Славянка», ОАО «Сударь» (Владимирская область), ОАО «Элегант» (Ульяновская область), ОАО «Пеплос» (Челябинская область).
Платья и сарафаны: ЗАО ПКФ «Элегант» (Ростовская область), ЗАО «Вязниковская швейная фабрика» (Владимирская область), ООО «КП Мануфактуры» (Московская область).
Отдельно хотелось бы выделить расположенную в Ростовской области корпорацию «Глория Джинс». Эта известная компания – самый крупный на данный момент в России производитель платьев, сарафанов, брюк, шорт и курток. «Глория Джинс» планирует увеличить собственное производство в России. И они не одни.
История вопроса
Первоначально в Китае не шили, а закупали и привозили в Россию продукцию no name или контрафакт известных брендов. Так происходило в «дикие» девяностые. Потом такие коллекции начали «брендировать», то есть регистрировать бренды и маркировать продукцию собственными торговыми марками. В 2000-х происходил бурный рост и в сфере торговой недвижимости, то есть началось активное строительство ТЦ и стартовали первые розничные сети с таким брендированным товаром. Тогда же оптовые продажи стали постепенно переходить в формат франчайзинга: дистрибьюторы не только закупали товар, но и получили право использовать вывеску бренда на магазине. С этого момента компании начали не только закупать и брендировать товар, но и сами разрабатывать коллекции, делать заказы на производстве, где они ранее закупали готовую одежду, а потом и переходить на другие фабрики, по мере развития подбирая оптимальные производства под задачи своего бренда, под свой ассортимент.
Автор: Светлана Мичан
Фото: Shutterstock.com