Профессионалам
12.10.2016 | Лидия Соколова

Перенос производства в Россию: шить или не шить?

часть 1          часть 2          часть 3

 

Вопрос производства и в лучшие времена был одним из самых остро стоящих для российских брендов. Что уж говорить о временах кризисных! Однако нет худа без добра. С ростом стоимости доллара и евро производство в России дешевеет. Но есть ли техническая возможность производить товар в России? Чем располагает сейчас наша легкая промышленность?

 

Напомним, рынок одежды в 2015 году, по данным Fashion Consulting Group (FCG), сократился на 9% в рублевом выражении (до 1,4 трлн руб.), в долларовом выражении он упал на 43%. На долю верхнего ценового сегмента приходилось 10%, среднего – 30%, масс-маркета – 60%. По прогнозам компании на 2016 год, доля масс-маркета будет увеличиваться на 5–10% за счет сокращения продаж в среднем ценовом сегменте. Доля премиума и люкса (верхний сегмент) останется неизменной.

 

На сегодняшний день наиболее развитую легкую промышленность имеет Китай. По итогам 2015 года около трети всей продукции мирового легпрома было выпущено в КНР. Также к мировым лидерам легкой промышленности можно отнести страны Южной Азии – Индонезию, Индию, Пакистан, Бангладеш. Страны Западной Европы и США тоже имеют развитую легкую промышленность, но их основная направленность – производство одежды и обуви известных мировых брендов из сырья, получаемого из тех же азиатских и других развивающихся стран. Европейским лидером по производству товаров легкой промышленности является Италия, где сосредоточено большое количество торговых домов, специализирующихся на производстве одежды, обуви и кожгалантерейных изделий. А что у нас?

 

Как сообщает Минпромторг, в России сейчас насчитывается 14 тысяч предприятий легкой промышленности. Их годовой оборот составляет около 270 млрд руб. Крупных предприятий в отрасли – более 200. В легкой промышленности Российской Федерации занято почти 330 тысяч человек. При этом около 1/3 работников трудятся на малых предприятиях с числом работников менее 50 человек. По итогам 2014 года, их оборот составил 22,3% от общего производства российского легпрома, что в денежном выражении равняется 64,44 млрд руб.

 

Цифры вроде как неплохие. Прибавим, что российское производство сравнялось по цене с китайским, а в некоторых случаях оказалось даже на 10–15% дешевле азиатского. Снижение себестоимости производства в России дало шанс крупным ритейлерам перенести производство на родину. И некоторые (например, Finn Flare, SELA, «Глория Джинс» и другие) интенсивно начинают размещать заказы на производство в России. Этому способствует и увеличение стоимости рабочей силы в Юго-Восточной Азии, и освобождение внутреннего рынка от продукции легкой промышленности иностранного производства.

Еще одно преимущество местного производства – близость как к европейским, так и к азиатским рынкам сбыта. Перенося производство в Россию, компании ощутимо выигрывают в логистике.

 

Рабочая сила в Китае дорожает с каждым днем. Зарплата работника китайской текстильной фабрики за десятилетие выросла втрое и сейчас составляет 700 долларов, что уже ощутимо превышает средний доход работника российских предприятий. Как следствие, дорожает и продукция. В итоге стоимость пары обуви из натуральной кожи, произведенной в России, не превышает стоимости пары обуви из синтетики, произведенной в Китае. А в таких условиях мы можем стать интересны европейским компаниям уже в качестве поставщиков.

 

Однако развитие и укрепление отечественного рынка невозможно без оптимизации затрат и четко отлаженного производственного процесса. Несмотря на ежегодно увеличивающиеся количество закрытых фабрик, в России все еще остается немало предприятий, но не все участники индустрии знают об уровне их оснащения, ценовом предложении и качестве получаемого продукта. В итоге загрузка производственных мощностей фабрик остается неполной, а бренды продолжают поиск оптимального производства. 

 

Мнение эксперта

 

 

Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group

Российское производство может быть реальной альтернативой для брендов, которые продают одежду в ценовых сегментах средний и средний плюс. Это преимущественно дизайнерские марки, такие как, например, VASSA, Elena Shipilova, премиальная линия бренда Kira Plastinina – LuBlu, а также малосерийные модные марки.

 

При производстве в России крупным массовым российским брендам приходится решать две задачи одновременно: удерживать невысокие цены, то есть максимально экономить на издержках, но при этом обеспечивать качество, сопоставимое с массовыми и недорогими европейскими брендами, такими как H&M, New Yorker. Под качеством понимается состав сырья, качество пошива, посадка, качество фурнитуры, дизайн. Современный покупатель достаточно образован и имеет возможность сравнивать самые различные предложения. Поэтому коллекции российских брендов должны соответствовать продукции зарубежных конкурентов, которые предлагают одежду по таким же ценам. При производстве в России это пока удается только небольшому количеству брендов. В качестве успешных примеров можно привести сети «ТВОЕ», «Глория Джинс», Glance.

 

Эффективное швейное производство должно иметь собственную базу качественных тканей, технологии по отработке и внедрению новых образцов, высокую скорость исполнения партий, высокую производительность труда, эффективную систему контроля качества, которая обеспечивает низкий процент брака и пр. Основная часть крупных российских брендов, которые стремятся удержать низкие цены, но не потерять качество, не могут найти такие производственные площадки для крупнотиражного производства.

 

Согласно исследованиям Fashion Consulting Group, если российскому покупателю со средним уровнем дохода предложить выбор – приобрести женскую блузку из 100%-ного хлопка аналогичного фасона, но отличающуюся только страной происхождения на этикетке («Сделано в России», «Сделано в Турции» «Сделано в Китае», «Сделано в Германии», «Сделано в Италии»), приоритет выбора останется за Италией и Германией, далее покупатели выберут Россию и Турцию, и уже в последнюю очередь – Китай.

 

Качественная одежда Made in Russia сегодня все еще дороже, чем одежда аналогичного качества из Бангладеш, Китая или Филиппин. Тем не менее возможно увеличение доли российских товаров в отдельных товарных категориях, где российское производство исторически сильное и где сохранились крупные предприятия с хорошими традициями, например, мужские костюмы, верхняя одежда. В этих категориях российское производство может предлагать конкурентоспособный продукт в среднем ценовом сегменте брендированных товаров.

 

На данный момент еще рано говорить о том, что ритейлеры массово начали переводить производство в Россию. Да, они рассматривают такие возможности, пробуют искать альтернативы. Но никто из крупных игроков не планирует совсем отказаться от производства вне страны. Размещение заказов на отшив в регионах с эффективным производством и низкой стоимостью рабочей силы – это логика современной индустрии моды. Так действуют не только компании из стран с дорогой рабочей силой, но из более «бедных» регионов. Например, крупные бренды из небогатой Восточной Европы производят коллекции в Китае, Вьетнаме и Бангладеш.

 

Существует и другая тенденция – активное развитие локальных российских вертикальных производителей, то есть марок, которые появились на базе собственных фабрик. Это, например, производители мужских костюмов или трикотажной одежды. На фоне подорожавшего импорта сегодня они могут предложить более привлекательные цены для российских покупателей, чем те, кто закупает коллекции за валюту.

Автор: Светлана Мичан

Фото: Shutterstock.com

0