подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
21.06.2017 | Наталья Кулагина

На шопинг в Россию

часть 1      часть 2      часть 3

 

В 2017 году Москва и Санкт-Петербург примут на 35–40% туристов больше, чем в прошлом. Ожидаемый рост уже сейчас заставляет переориентироваться на этот сегмент до 20% ритейлеров – на улицы выходят магазины «под туристов» не только с сувенирами, но также с одеждой, обувью и аксессуарами. Однако, несмотря на то, что впервые за двадцать шесть лет туристические компании запустили шоп-туры в Россию, тренд, по мнению экспертов, остается недооцененным.

 

Россия становится одним из ведущих направлений въездного и внутреннего туризма: по данным Всемирной туристской организации, по итогам 2016 года страна вышла на девятое место в рейтинге самых популярных мест для путешествий. Согласно федеральной целевой программе развития туризма, до 2018 года Россия должна войти в тройку лидеров на мировом рынке.

 

По оценкам Cushman & Wakefield, в 2016 году Москва приняла 17,5 млн посетителей, включая россиян из других городов; Санкт-Петербург принял 6,9 млн человек – это больше, чем количество постоянно проживающих там жителей (по официальным данным). При этом основной турпоток по-прежнему приходится на летние месяцы, но по отдельным категориям туристов (например, китайцам) значительный рост наблюдался даже зимой: количество туристов из Китая в Москве в 1-м квартале 2017 года выросло на 70% по сравнению с 1-м кварталом 2016 года.

 

 

В Санкт-Петербурге в январе 2017 года турпоток вырос на 30%, правда по большей части за счет российских туристов. Среди иностранных туристов также лидировали туристы из Китая, но их прирост был менее заметным, чем в Москве, – порядка 40%. Пассажиропоток в аэропорту Пулково в 1-м квартале 2017 года увеличился на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

 

 

По данным Knight Frank St Petersburg, Санкт-Петербург все еще возглавляет рейтинг наиболее посещаемых городов России; в 2016-м город уже второй раз подряд был признан лучшим туристическим направлением в Европе, получив награду World Travel Awards. Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга разработал программу развития до 2021 г., предполагающую, что в ближайшие пять лет туристический поток возрастет до 7,3 млн человек, а уровень среднегодовой загрузки отелей увеличится с 61,5% до 63,5%. Программой предусмотрено несколько форм господдержки, в том числе ритейлерам. «В итоге теперь в сувенирных лавках можно найти одежду, обувь, головные уборы, иногда даже верхнюю одежду, – перечисляет Александр Ошурко, управляющий партнер компании Praedium. – Что касается магазинов в торговых центрах, то на туристов рассчитаны брендовые магазины со спортивной одеждой и атрибутикой (форма олимпийцев и т. д.), а также магазины с товарами российского производства.

 

 

Как таковые, туристические магазины в центре Москвы сохранили свой формат, но расширили ассортимент. Например, Natura Siberica «вышла в центр» – открыла брендовый бутик на Тверской. На туристов рассчитана и сеть магазинов «Армия России», однако в последнее время дела у них идут неважно. Что касается трендов в туристическом ритейле, то в целом очень заметно увеличение числа товаров с патриотической символикой и замена традиционных сувениров новыми форматами (одежда, обувь). Кроме того, больше внимания ритейлеры стали уделять работам независимых дизайнеров и авторским концепциям».

 

Эх, дороги

 

По мнению аналитиков Colliers International, и у российских, и у иностранных туристов присутствует «явный интерес к «несувенирному» шопингу». В основном это fashion-бренды высокого ценового сегмента, парфюмерия и косметика, ювелирные изделия.

 

 

Увеличение спроса на товары класса люкс в значительной степени связано с ослаблением курса национальной валюты, что сделало их более доступными для иностранных туристов. В частности, ДЛТ в Петербурге заявил о том, что в сентябре 2016 года – январе 2017 года продажи увеличились на 62% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а туристический трафик за данный период в универмаге увеличился более чем на 40%. Количество иностранных туристов, совершающих покупки в ДЛТ, возросло в 4 раза, впрочем более 90% из них по-прежнему из Китая. Кроме того, традиционный интерес со стороны гостей в Петербурге испытывают так называемые «три зоны люкса» – Большая Конюшенная улица, часть Старо-Невского проспекта и Большой Проспект Петроградской стороны.

 

 

Однако, учитывая, что и в Москве, и в Петербурге продолжается масштабная реконструкция улиц с расширением пешеходных зон, прогнозы аналитиков для ритейлеров этим летом неутешительны. «Реконструкция зачастую делает почти недосягаемыми кафе и магазины на ремонтируемых улицах, – поясняет Анна Сибиркина, руководитель программы China Friendly. – Кроме того, ремонт затрудняет передвижение туристических групп по заранее (чаще всего в начале сезона) оговоренным маршрутам и вызывает негативное отношение к поездке и самому городу».

 

Продолжение следует.

 

Автор: Екатерина Реуцкая

Фото: Shutterstock.com

0