Профессионалам
22.06.2017 | Наталья Кулагина

На шопинг в Россию

часть 1      часть 2      часть 3

 

По словам представителей JLL, с недавних пор улицы в Москве, ставшие пешеходными либо пережившие реконструкцию и находящиеся в шаговой доступности от достопримечательностей, уже можно назвать туристическими. Число магазинов на них возросло, а доля свободных площадей заметно снизилась: к концу 1-го квартала 2017 года вакантность в центральном стрит-ритейле упала до 8,4%, приблизившись к докризисному уровню 2014 года (8%). Для сравнения, в прошлом году показатель достигал 13%.

 

 

Хорошим примером в компании называют Кузнецкий Мост, где за последнее время открылись флагманы таких мировых брендов, как Nike, Massimo Dutti, Adidas Originals, KIKO Milano, Omega. «Безусловно, приток туристов сыграл важную роль в увеличении интереса ритейлеров к центральным улицам, – рассказывает Наталья Озерная, заместитель руководителя отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве. – Например, в Москве флагманы на Кузнецком Мосту, Никольской улице, Петровке, Тверской и других улицах при принятии решения рассчитывают в том числе на туристический поток». По прогнозам Александра Ошурко из Praedium, популярными для туристического ритейла в Москве могли бы стать бульвары в центре города, но они «постоянно заняты фестивальным ритейлом». «Появились традиционно «ресторанные» улицы: переулки в районе Патриарших прудов, Большая Никитская улица, – продолжает г-н Ошурко. – Там присутствует довольно активный трафик, и в перспективе ритейлеры могли бы рассмотреть размещение на них». Среди относительно новых мест для туристического шопинга и времяпрепровождения в компании Knight Frank выделяют аутлет-центры «Outlet Village Белая Дача», Vnukovo Outlet Village, «Fashion House Аутлет Центр», некоторые объекты на территории ММДЦ «Москва-Сити», а также уникальные арт-пространства.

 

 

Туристы, приезжающие в Москву на шопинг, тратят в среднем около 10 тысяч рублей в сутки, делится Анна Сибиркина из China Friendly. «Вообще, доходы от туризма играют все более заметную роль в экономике города Москвы, – сообщает эксперт. – В 2015 году доля туристического потребления в валовом региональном продукте Москвы составила более 4%, или порядка 457 млрд рублей. Это выше уровня 2014 года на 11,5%».

 

В 2019 г. в Петербург приедет около 8 млн туристов, из которых до 3,5 млн составят иностранцы, – сказано в социально-экономическом прогнозе, который представил в октябре 2016 г. комитет по экономической политике и стратегическому развитию.

 

Однако, пока туристов интересуют люксовые, премиальные или с «уникальными характеристиками» товары, пустеет средний сегмент. «Европейские туристы мало заинтересованы в шопинге у нас: в Европе развиты аутлеты, где, несмотря на падение курса рубля к евро в два раза, цены на бренды оказываются ниже, чем в России, – поясняет Александр Ошурко. – Для туристов из регионов шопинг в Москве актуален только благодаря разнообразию представленных брендов, которых зачастую нет в региональных ТЦ».

 

В итоге, несмотря на многолетнюю девелоперскую экспансию в регионы с заявлениями о привлечении в торговые центры «брендов первого эшелона», традиция   «купить в Москве» не канула в Лету. Именно возвращением покупателей «домой», по словам собеседников «ММ», и предстоит заняться ключевым игрокам в ближайшие годы. 

 

 

При условии дальнейшего роста туризма в России, в JLL прогнозируют открытие в Москве магазинов, предлагающих аутентичную продукцию российских производителей. «Я считаю, что у нас не хватает брендов из сегмента luxury, – говорит Индира Шафикова, старший исполнительный директор ITD Properties. – Я бы посоветовала им открываться там, где это уже «работает»: на Тверской улице, в начале Кутузовского проспекта. Это безошибочно будут улицы со значительной посещаемостью и спросом. На руку сыграет также их узнаваемость – они ведь есть в любых справочниках и информации для туристов».

 

За китайской стеной

 

Между тем большая часть посетивших в 2016 году Москву туристов (12,9 млн) – россияне. Около 2,5 млн прибытий обеспечили представители стран СНГ, и еще 1,9 млн – приезжие из дальнего зарубежья. Из Германии в 2016 году прибыли 280 тыс. человек, из Турции – 140 тыс. человек. Израиль (130 тыс. человек), Франция и Италия (по 120 тыс. человек), США и Великобритания (по 100 тыс. человек) также формировали потоки иностранных визитеров. Однако на первом месте китайские туристы, рост количества которых, по данным ассоциации «Мир без границ», в 2017 году был отмечен даже в традиционно непопулярном периоде с января по март. В первом квартале 2017 года безвизовый китайский групповой турпоток в Россию вырос в 1,6 раза; ожидается, что к 2030 г. количество туристических поездок из Китая в Москву возрастет в три раза.

 

 

По данным руководства столичного департамента и региональной политики, в прошлом году туристы из Китая потратили в Москве более $1 млрд, а в среднем китайские туристы за поездку тратят от 2 000 долларов США на человека. Средняя покупка китайского гостя оценена в 75 тыс. рублей. Эксперты сообщают, что рост связан также с активными рекламными кампаниями российских товаров в Китае и проектом «Красный туризм», который посвящен коммунистическому прошлому. «Китайский туризм стал задавать тренд всего въездного туризма, что понимают уже не только специалисты, работающие именно в данном сегменте, – теперь эта тенденция очевидна для всех, а ритейлеры предпринимают все усилия, чтобы понравиться китайцам», – размышляет Светлана Пятихатка, исполнительный директор туристической ассоциации «Мир без границ».

 

Продолжение следует.

 

Автор: Екатерина Реуцкая

Фото: Shutterstock.com

0