Льготная тема
Рестораны вместо fashion
При выходе на международные рынки компаниифранчайзеры часто активнее других игроков ищут «новые особые пути» развития, соглашаются в FCG. Например, канадские франшизы никогда не насаждают свою культуру, а приспосабливаются к местной, поэтому многие европейцы считают канадские торговые марки «своими». Согласно опросам, мало кто знает, что, например, BlackBerry и Cirque du Soleil имеют канадское происхождение. Американские – напротив, декларируют принадлежность к культуре США и всячески ее пропагандируют, испанские – подстраиваются под менталитет и особенности спроса конечных покупателей. «Особый путь», по мнению аналитиков FCG, нужен еще и в силу различий в законодательстве, требований местных органов власти, специфики продаж, отличий в привычках покупателей. На этом фоне изменяется и отношение потенциальных франчайзи к выставкам, сообщают эксперты.
«Безусловно, новое время диктует новые форматы взаимодействия потенциальных партнеров, – сообщает Анна Панюкова из JLL. – Все стараются быть максимально эффективными в части распоряжения личным временем и временем партнеров. В общении многие уходят в онлайн, а в работе считают звонок без предупреждения моветоном. А раз так – зачем тратить целый день, чтобы послушать 2–3 интересные презентации на тех же выставках: это дополнительные временные затраты на переезды и оформление регистрации на выставку. Гораздо удобнее посмотреть все материалы онлайн, изучить в подходящее для этого время, а затем встретиться лично только с максимально подходящими по условиям потенциальными партнерами. Думаем, что это видно и по сокращению количества участников на международных выставках: со временем онлайнплатформы для обмена информацией и презентаций концепций будут все более популярными».
В FCG парируют: выставки франчайзинга не потеряли своей актуальности, и именно во время проведения выставок у франчайзеров и франчайзи появляется возможность узнать о новых тенденциях в этой области.
«Дистанционные технологии не дают возможности живого общения между франчайзи с различным опытом из различных стран мира, – говорит Наталья Чиненова. – Наиболее значимой в Европе попрежнему является Franchise Expo, выставка франчайзинга во Франции, которая ежегодно проходит в марте в Париже. В Америке, на родине франчайзинга, популярная и наиболее посещаемая выставка Franchise Expo проходит в НьюЙорке в июне. Интересными становятся выставки франчайзинга в Китае, Сингапуре и странах постсоветского пространства. Для российских предпринимателей приобретение китайской франшизы или выход с собственным брендом на китайский рынок может быть особенно интересен, учитывая длительное сотрудничество российского ритейла с китайским бизнесом. Тем более что в Китае, в отличие от остальной Азии, наравне со сферой быстрого питания, отлично развит франчайзинг в одежном ритейле».
По данным рейтинга Golden Brand на первое место в России по привлекательности и скорости освоения рынка вышла сеть независимых лабораторий «Инвитро». Второе место занимает франшиза производства и продажи мороженого «33 пингвина». В свою очередь, по информации Knight Frank, в I полугодии 2016 года в России открылись первые магазины 25 международных брендов, что почти в два раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2015‑го (14 брендов). Значительно активнее стали развиваться франшизы в сфере услуг, производственные и социальные франшизы.
«Да, на первое место в России по количеству активных предложений франшиз выходят предприятия общественного питания – рестораны и кафе, – соглашается Анна Панюкова из JLL. – Это связано с тем, что текущие рыночные условия в целом достаточно неблагоприятны для большинства сегментов: fashionрынок чувствует себя не очень хорошо, в остальных сегментах уже более или менее произошел раздел рынка между крупнейшими игроками. Сравнительно заметное оживление в новых концепциях и форматах присутствует именно в фудритейле».
По оценкам Натальи Чиненовой, несмотря на кризис, в ближайшее время ожидается дальнейшая экспансия международного франчайзинга на российский рынок, а fashionфраншизам все чаще придется конкурировать с другими сегментами.
«Все больше будет развиваться франшиза в сфере услуг, – поясняет г‑жа Чиненова. – Также будут развиваться франчайзинговые предложения в сферах логистики и ЖКХ, то есть в тех сферах, где потребность населения и бизнеса высока, а предложений очень мало. На рынок выйдут новые франшизные предложения местных российских операторов. Высоким спросом попрежнему будут пользоваться недорогие франшизы в пределах 3–5 млн рублей. Лидирующие позиции займут франшизы, которые смогут наилучшим образом подстроиться под потребности покупателей и максимально повысить качество обслуживания».
По мнению Лики Казиевой, возможно, приобретет популярность и конкурсное управление готовыми проектами – впрочем, в Piquadro пока не рассматривают такие возможности. «Думаю, будет еще своеобразная франшиза в области виртуальной реальности, адаптированной под обучение госорганов, медицины, пожарных, газовиков и пр., – прогнозирует Самвел Арутюнян, генеральный директор портала ShopAndMall.Ru. – Будет расти и сегмент образовательного франчайзинга в целом».
Некоторые игроки убеждены, что в России будущее сегмента франшиз – за friendlyальянсами: на рынке есть проекты, которые гремят уже много лет, – когда франчайзи получает максимальную прибыль, а франчайзер всесторонне помогает даже в том, чем вроде бы не должен заниматься (например, отстаивая права партнера перед девелопером и властями).
Несмотря на то что наиболее перспективными для франчайзинга регионами остаются городамиллионники, сегмент будет развиваться, прежде всего, за счет небольших городов. Как минимум потому, что вот уже три года как все меньше компаний дает франшизы в города с населением свыше 500 тысяч, предпочитая выходить туда самостоятельно. Кроме того, в небольших городах франшизы попрежнему особенно привлекательны для не обладающего крупными ресурсами местного сообщества. И в этом случае самая подходящая сфера для запуска франчайзингового проекта для тех, у кого нет опыта управления бизнесом, – розничная торговля (минимальное количество линейного персонала, есть простая система ценообразования и стандартный сервис). Бизнес в сфере общепита труднее контролировать изза сложности производства товара и обслуживания клиентов, бизнес в сфере услуг слишком завязан на активных продажах и персонале – необходимы отличные коммуникативные навыки и умение отбирать компетентных сотрудников из числа соискателей. Именно поэтому, по оценкам собеседников «ММ», fashion во франчайзинге еще долго не сдаст позиции.
Автор: Екатерина Реуцкая
Фото: Shutterstock.com