подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
27.07.2017 | Альбина Весина

Флагман торговли на Даугаве

часть 1      часть 2

 

Этой публикацией открывается цикл статей, в котором будет рассказано о легендарных магазинах постсоветского пространства. Герой первого выпуска – Рижский центральный универмаг.

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, АРМЕЙСКИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ


Небольшой магазин, открывшийся 1 ноября 1919 года в Риге, предлагал качественные товары для солдат и офицеров по очень доступным ценам и назывался «Армейский экономический». Торговля была запущена руководством Южной группы Латвийской армии для обеспечения своих солдат: прифронтовое положение части городов заставляло военное руководство новообразованной Латвийской республики как никогда думать об обеспечении.

 

По воспоминаниям современников, до этого торговали с помощью артелей, в которые объединялись сами солдаты и «лица на гражданке». В итоге покупатель часто получал не только спекулятивные цены, но и некачественные товары. Проект же нового общественного магазина, разработанный старшим лейтенантом Николаем Тетерманисом, был подан верховному главнокомандующему, генералу Давиду Симансону, и сначала был отложен «до лучших времен», а затем в один день принят к исполнению. Тетерманис принял существующий дивизионный армейский магазин и стал управляющим первого «Армейского экономического магазина» под крылом Министерства обороны Латвийской Республики.

 


Несмотря на то, что магазин был освобожден от уплаты всех налогов на несколько лет, дальнейшая его судьба проходила под статусом «все сложно». Сначала по распоряжению генерала Яниса Балодиса он должен был появиться на улице Николаевской, на месте известного кафе-ресторана Грюнвальда. Однако быстро помещения освободить не получилось и туда успел въехать другой магазин, а Тетерманису пришлось открываться на Суворовской, 27. Покупателей встречали в скромных интерьерах и с незатейливым инвентарем. В магазине на тот момент служили всего шестеро работников, среди товаров было мыло, обувь, кремы, чай, табачные принадлежности, мед и сахар. Слоганом магазина стало «Не покупатель для магазина, а магазин для покупателя», и недостатка в клиентах не было – ​заведение процветало, хотя Рига была практически отрезана войсками Бермондта и армией Советской России, в городе правили спекулянты, а цены росли каждый день.

 

Значительную помощь оказывало государство – в частности, 4 января 1920 года на расширение финансовых операций магазину было выделено 450 000 рублей. В итоге уже в июле 1920-го магазин пере-ехал с Суворовской, 27, на Марсталю, 16, и стал торговать еще и тканями. Через два с половиной года магазин перебрался на центральную улицу старого города – ​Аудею, 16, – ​на место перестроенного склада «Амбар Принцессы». Кроме этого здания, «Армейскому магазину» выделили под хранение товара так называемый «Амбар Слона» на улице Театра, 9, где была оборудована морозильная камера и склады. Проекты по перестройке складов и главного здания магазина на Аудею, 16, воплотил инженер Давис Зариньш. Магазин по-прежнему оставался популярным у рижан, ему покровительствовали первые лица республики. К примеру, премьер-министр Карлис Ульманис обеспечил выдачу магазину 100 тонн дефицитного сахара в кредит, который вскоре с процентами был возвращен государству.


К 1923 году в магазине работали уже 69 человек, которые обслуживали в среднем 400 покупателей в день. В начале 30-х годов в праздничные дни сюда приходил каждый 25-й рижанин. В день магазин принимал до 10 тысяч клиентов. Спустя 15 лет после открытия во всей сформировавшейся сети были заняты 600 работ-ников, а дневной оборот центрального магазина доходил до 75 000 латов. В главном магазине на Аудею, 16, было три этажа: в подвальном помещении – ​бакалея и фрукты, на первом этаже – ​гастрономия, на втором – ​оружие, топографические карты, униформа и тому подобное. Покупки можно было оформить в кредит.

 


Магазин принадлежал государству, но его прибыль расходовали на социальные нужды военных. На 30% средств организовывались солдатские клубы, санатории в Кемери и Цесисе, издавали книги, часть выдавали в качестве призов на спортивных мероприятиях и прочее. В итоге лишь 10% прибыли магазина зачислялись в доход государства.

 

ПЯТЬ ЭТАЖЕЙ НАЦГОРДОСТИ

 

3 ноября 1934 года «Армейский магазин» с размахом отметил пятнадцатилетний юбилей.


К 1935 году сеть «Армейского магазина» состояла из множества филиалов, а старое двухэтажное здание совершенно не справлялось с растущим числом покупателей. Именно тогда было принято решение о поиске места для строительства гранд-универмага. Предлагалось даже снести Музыкальную консерваторию возле здания Рижского латышского общества и построить там новый торговый центр или снести в Верманском парке здание Минеральных вод.


В итоге все же было решено выкупить землю поблизости от существующего магазина на Аудею, 16, – ​весь квартал между улицами Вальню, Калею и Театра. Было снесено шесть зданий, в том числе известный в богемной среде Клуб писателей.

 

Конкурсная комиссия рассмотрела 40 проектов торгового центра и выбрала в качестве основного пятиэтажное здание на участке площадью 3 000 квадратных метров. Первый этаж – ​продукты и рыба, второй – ​мануфактура, парфюмерия и галантерея, третий – ​готовое платье и радиотовары, четвертый – ​столовая, кафе, рестораны и кухня. Здание предполагалось оборудовать современными лифтами, и для разработки проекта магазина архитектор, по совместительству военный инженер, полковник Артур Галиндом поехал в Европу, чтобы ознакомиться с новыми универмагами. В качестве базиса своей идеи Галиндом взял не только предложенные на конкурсе проекты, но и – ​причем в большей степени – ​магазин Wahrenhaus в Дюссельдорфе.


Работы по укреплению фундамента возглавил один из старейших рижских каменщиков – ​Херманис Лиепиньш, – ​а помощником начальника строительных работ стал Валентин Зариньш, который произвел уникальные расчеты железных конструкций и спроектировал фундамент будущего здания.

 

 

Первый камень в 1936 году закладывали президент Карлис Ульманис и генерал Янис Балодис, тогда же в фундамент была заложена капсула с посланием потомкам.
Новое здание планировалось сдать уже через год, а в декабре – ​выставить на полки многочисленные товары. По словам современников строительства, в ходе работ были применены все ноу-хау тех лет. Например, отопление было оборудовано прямо под полом, между этажами установлены эскалаторы, а в рыбном отделе поставили роскошный бассейн для живой рыбы. На случай перебоев подачи электричества в подвале имелся автоматический дизельный генератор.


Универмаг открылся 24 января 1938 года, а уже 9 марта 1938 года был объявлен конкурс на снос старого здания магазина и расчистку территории. В но- вом корпусе планировалось добавить отделы дамской одежды и галантереи, большие комнаты отдыха и автоматы с бутербродами и напитками.


В ноябре 1939 года магазин отметил свой двадцатилетний юбилей. Одновременно проходили последние работы в новом здании, а главный вход уже украсили три знаменитые огромные буквы – ​«AEV» (Armijas Ekonomiskais Veikals).


Рижане с гордостью рассказывали об отделах нового универмага, где был даже специальный гардероб для собак, а штат сотрудников составлял свыше 1 000 человек, и водили гостей города на экскурсии.

 

Продолжение следует.

 

Автор: Светлана Соболева
Фото: www.galerijacentrs.lv

0