подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
07.06.2017 | Лидия Соколова

ZARAЖЕННЫЕ

часть 1      часть 2      часть 3       часть 4

 

Процесс трансформации творческой идеи в успешный бренд требует особого таланта. Здесь необходимо найти точки соприкосновения различных сфер деятельности: творчества и предпринимательства. Опыт ZARA – это не только пример того, как нужно приспосабливаться к причудливым требованиям клиентов, но и как избегать управленческих шаблонов и предрассудков. Поработав в разные годы мальчиком на побегушках в магазине рубашек, подмастерьем у итальянского модельера, менеджером в магазине готового платья, Амансио Ортега твердо усвоил: чтобы добиться успеха, нужно одной рукой держаться за производство, а другой – за клиента.

 

 

И всегда быть хотя бы на полкорпуса быстрее конкурента. Поэтому он решил использовать революционную по тем временам бизнес-модель Fast Fashion («Быстрая мода»), позволяющую существенно сократить путь изделия от эскиза дизайнера до прилавка магазина. Но применить ее на практике оказалось совсем не просто.

Период проб и ошибок затянулся на десять лет. Да, компания развивалась, число магазинов в Испании увеличивалось, но бизнес рос совсем не так, как хотелось его создателю. Жесткий, требовательный, предприимчивый, умеющий как никто другой предвидеть рыночную конъюнктуру, Ортега осознавал, что сегодня моду создают не таланты модельеров, а потребности рынка. Но попытка предугадать вкусы покупателей влекла за собой риск остаться с нераспроданными остатками. А для реализации концепции Fast Fashion нужно было менять товар на порядок быстрее обычного. Решение пришло в 1984 году, когда в команде ZARA появился специалист по информационным технологиям Хосе Мария Кастейяно. Он разработал новую схему создания и распространения одежды, напрямую замкнув информационный контур, объединяющий конечного потребителя с начальными звеньями цепочки – теми, кто занимался дизайном, закупками, производством и дистрибуцией.

 

Все это позволяло существенно сократить период от разработки дизайна до поступления изделия в продажу. На это требовалось всего 10-15 дней. В модном бизнесе о такой оперативности никто даже не смел и помыслить: как правило, дизайнеры работали над моделями будущего сезона месяцами. А ZARA предлагала покупателям широчайший ассортимент в минимальные сроки и ограниченными партиями. Работу на опережение обеспечивала целая бригада дизайнеров – более 200 человек, которые моментально реагировали на появление новых трендов и в то же время удовлетворяли запросы клиентов, совершенствуя уже существующие модели, выполняя их в новом цвете или материале.

 

 

Дизайнерско-производственный центр ZARA расположен в Ла-Корунье. Он занимает три просторных зала: в первом проектируется женская одежда, во втором – мужская, в третьем – детская. Имена создателей моды завтрашнего дня засекречены. По мнению Амансио Ортеги покупателю достаточно знать одно имя – ZARA. Для каждой из трех линеек предусмотрена своя система разработки, производственного планирования, закупок и продаж – с отдельным штатом сотрудников. Понятно, что содержание трех производственно-сбытовых каналов обходится дорого, но эти затраты компенсируется тем, что информация в каждом канале распространяется напрямую, обрабатывается быстро, без бюрократических проволочек.

 

Дизайнеры ZARA ежегодно разрабатывают около 40 000 моделей, примерно 10 000 из них запускается в производство. А так как большинство моделей представлено в пяти-семи вариантах цветов и размеров, то общее число учетных единиц в ассортименте компании ежегодно составляет порядка 300 000.

 


Продолжение следует

Автор: Игорь Мамин

Фото предоставлены автором

0