подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
22.05.2024 | Амина Айзятова

Взгляд на глобальные модные столицы: от Парижа до Токио

Мода существует повсюду, её тенденции находят отражение в стильных образах жителей маленьких городов и мегаполисов, в витринах дорогих бутиков и локальных марок, в множестве мероприятий, еженедельно проходящих в разных уголках нашей планеты. Но несмотря на этот факт, ни для кого не секрет, что есть места, в которых мода имеет особое значение, так как является частью культурного достояния.

В этой статье мы предлагаем вам побольше узнать о модных столицах, проникнуться их особым колоритом и уникальной историей.

Париж

Париж – город любви, круассанов и, конечно, моды. Дизайнеры со всего мира мечтают представить свои работы на подиуме французской столицы, модели рвутся туда, чтобы продемонстрировать новые коллекции великих кутюрье, а fashion-журналисты пристально наблюдают за всем, что происходит в этом небольшом, но очень значимом для индустрии городе. И все это абсолютно не случайно, ведь Париж по праву считается родиной современной моды. Именно там зародились понятия кутюрье, дефиле, показы – и все то, что сейчас является неотъемлемой частью fashion-индустрии. Но когда Париж начал задавать тренды?

Все началось ещё в XVII веке, когда у престола Франции находился король Людовиг XIV, именно в тот момент одежда стала больше чем базовая потребность, она превратилась в элемент роскоши, определяющий статус и материальное положение. Взяв индустрию легкой промышленности под контроль, французский королевский двор буквально стал арбитром вкуса и стиля во всей Европе. То, что носила французская аристократия, моментально становилось модным, а люди, работавшие над гардеробами её представителей, обретали популярность.

В XIX веке аристократия в корне изменилась, и тонко чувствующие французские модельеры моментально на это отреагировали. Они стали создавать более практичную одежду, которая также, как и раньше быстро находила отклик во всей Европе.

Окончательно мода как индустрия оформилась в XX веке. Вслед за Чарльзом Фредериком Уортом – первым модельером, открывшим свой кутюрный модный дом и положившим традицию дефиле, в Париже начали писать свою историю такие знаменитые по сей день бренды, как Dior, Chanel, Balenciaga, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton и многие другие. Успех великих французских дизайнеров укрепил статус Парижа как столицы моды.

Современная fashion-индустрия невероятно изменчива, на смену одним дизайнерам приходят другие, то, что было модно в прошлом месяце, сейчас уже считается не актуальным, но кое-что остается прежним и это, конечно, Париж. Французская Неделя моды считается самым значимым модным событием, именно она определяет основные тренды и задает планку. Помимо этого мероприятия в Париже также проводятся и множество других модных выставок, действует большое количество музеев, посвященных fashion-индустрии.

Лондон 

Особая связь Лондона и моды образовалась в конце XVIII века, когда в Англии появились первые денди. Знаменитый ныне английский стиль зародился в престижном районе, на улице Сэвил Роу. Именно там в преддверии XIX столетия под стать клиентуре обосновались профессиональные портные, открывшие свои ателье. Мужские костюмы нового делового кроя получили название «Savile Row» и носились адмиралом Нельсоном, Наполеоном III, Уинстоном Черчиллем, Сергеем Дягилевым и многими другими. К заслугам английских портных этого времени относится и создание классического мужского смокинга, впервые модель была отшита компанией Henry Poole & Co.

В XIX веке на смену дендизму, распространившемуся по всей Европе, пришел викторианский стиль, а с ним и затянутая в корсет талия, многоярусные пышные юбки, рукава-фонарики, воротники-стойки, силуэт «песочные часы» и, конечно, кружево. Во времена правления сына королевы Виктории Эдуарда VII, ставшего самой настоящей иконой стиля, в моду вошли легкие ткани, из которых шились блузы с оборками и кружевами, длинные строгие юбки, стрелки на брюках, подвернутые штанины и расстегнутый мужской жилет.

Когда Чарльз Фредерик Уорт провел первое дефиле в Париже, Англия решила не отставать от Франции. Так, в 1897 году первый театрализованный показ в Лондоне устроила дизайнер Люси Кристина Дафф-Гордон. Но если наряды Уорта демонстрировала только его жена, то Люсиль пошла дальше. Дизайнер пригласила девушек, самостоятельно обучила их дефиле и задала тренд на профессию моделей.

В XX веке модная индустрия переживала застой в связи со страшными событиями Второй мировой войны, камбек высокой моды случился только в 80-х годах. Конечно, до этого мода, хоть и отошедшая на второй план, не стояла на месте, а развивалась через множество разных субкультур, например, в Англии появились такие направления, как рокеры, скинхеды, панки, готы, тедди-бои.

А что насчет Недели моды? Первая была проведена на автостоянке в Кенсингтоне в 1984 году и стала настоящим модным бунтом. В рамках этого события свои коллекции представили Vivienne Westwood, David Fielden, Ghost, Betty Jackson, свою выпускную работу Les Incroyables представил Джон Гальяно, для которого показ стал дебютным. В 90-х модную сцену Лондона начали покорять Стелла Маккартни и Александр Маккуин.

Сейчас Лондон по-прежнему остается на Олимпе моды. Современные fashion-эксперты ценят английскую столицу за дух субкультур, который ощущается в каждом показе на Неделе моды. Известный факт, если вы хотите явить миру нечто экстравагантное, не вписывающееся ни в какие каноны, то вам в Лондон!

Нью-Йорк

Нью-Йорк – одна из самых молодых, но от этого не менее значимых, модных столиц. Еще в начале прошлого столетия никто не мог подумать, что американская индустрия моды может встать на одну ступень с Парижем, однако сейчас Нью-Йоркская Неделя моды входит в топ самых ожидаемых событий, а имена американских дизайнеров известны по всему миру. Но как это произошло?

Пик развития американской fashion-индустрии приходится на конец XIX века, когда фабрики Нью-Йорка одевали буквально всю Америку, а в знаменитом швейном квартале Garment District одежды производилось больше, чем во всех модных столицах вместе взятых. Это было массовое производство повседневной одежды, о высокой моде и нарядах от кутюр речи не шло. Моду здесь диктовали такие универмаги, как Lord & Taylor, Ohrbach’s и Bergdorf Goodman, они же и проводили «парады мод». Первое мероприятие подобного формата в 1903 году устроил Ehrich Brothers. По информации из заметки The New York Times «парад» не удался: пока модели спорили, кто из них начнет показ, большая часть зрителей покинула зал.

Впоследствии идея все же была успешно реализована и начала приносить брендам дивиденды. Заданный компанией Ehrich Brothers тренд быстро стал популярным и начал обретать все большие масштабы. Со временем для проведения показов стали приглашать профессиональных ведущих, модели начали демонстрировать наряды под специально подобранную музыку, а сцена стала украшаться декорациями. Все это, конечно, способствовало развитию и популяризации модной индустрии в Америке, но не давало ей весомых преимуществ. Нью-Йоркские дизайнеры не создавали ничего принципиально нового, а по большей части копировали работы европейских коллег.

Ситуация изменилась лишь во времена войн и социальных коллапсов, которыми был полон XX век. За счет выгодного территориального расположения США выиграли время и смогли догнать более развитые в этой сфере страны. Так, в Америке, например, появились Недели моды. Причиной возникновения явления, без которого сейчас не возможно представить fashion-индустрию, стал упадок европейской культуры, в целом, и моды, в частности. Редакторы американских журналов не могли попасть в Европу и лицезреть новые творения великих кутюрье, а дизайнерам масс-маркета было не на что опереться при создании своих коллекций. Ситуация казалась достаточно пессимистичной, однако Элеонора Ламберт увидела в ней возможность.

В 1943 году Ламберт организовала первую пресс-неделю. Концепция данного мероприятия заключалась в том, что несколько американских дизайнеров устраивают демонстрации своих коллекций специально для прессы. При этом мероприятие не носило закрытый характер и было доступно для всех желающих, включая звезд. Частыми гостями были Лайза Миннелли, Бьянка Джаггер и Энди Уорхол. Позже мероприятие было переименовано в Неделю моды и стало проводиться сначала в Брайтон Парк, затем в Линкольн центр, а еще позже в манхэттенском Сохо.

Еще одним шагом на пути к популяризации американской моды безусловно стал Vouge, наибольшее влияние на который оказали Диана Вриланд и Анна Винтур. Обе эти фигуры буквально сотворили модную революцию, сыграв важную роль в вознесении Америки на один пьедестал с Парижем и Лондоном. О работе с Анной напишет одна из её ассистенток — книга станет бестселлером, а фильм «Дьявол носит Prada» — кинохитом. Образ стервозной леди-босс Миранды Пристли, вобравшей в себя характерные черты обоих главных редакторов модной библии, воплотила Мерил Стрип.

Говоря о моде, невозможно не упоминать многочисленные красные дорожки, но многие ли знают, что их родина тоже в Нью-Йорке. Впервые красный ковер там был выстелен владельцем египетского кинотеатра во время премьеры фильма Робин Гуд. Телевизионщикам идея показалась эффектной, и они быстро её подхватили. В 1961 году красная дорожка стала неотъемлемым элементом церемонии вручения Оскар, а позже и других культурных мероприятий.

Сейчас Нью-Йорк по праву считается модной столицей, и творения таких американских дизайнеров, как Оскар де ла Рента, Ральф Лорен, Кельвин Кляйн, Александр Вонг это подтверждают.

Милан

Итальянская мода – это про смелость кроя, буйство красок и экстравагантность изделий. Самым модным городом Италии вопреки закономерности считается Милан.

Италия, в отличии от Франции и Англии, не может похвастаться модной историей длинною в столетия. Её дебют в индустрии моды состоялся лишь в 50-х годах прошлого века, до этого страна специализировалась на производстве предметов роскоши, не имеющих влияния на мировую моду. Знаменательным для Итальянской моды событием стало открытие итальянского национального агентства моды в 1930-х годах. Целью данного предприятия была популяризация индустрии, а первым шагом на пути к её реализации стал запуск журнала Grazia. Задумка оказалась вполне успешной, но Вторая мировая война вынудила Италию отложить все культурные начинания до лучших времен.

Настоящий бум итальянского шика случился во второй половине XX века, чему способствовал план «Маршалла». В 1951 году во Флоренции состоялся первый модный показ, организатором которого стал предприниматель Джованни Баттиста Джорджини. На подиумах свои творения продемонстрировали сестры Фонтана, Эмилио Пуччи и другие.

В период расцвета модной индустрии в Италии каждый её город выполнял определенную функцию, так например, во Флоренции на заказ отшивали одежду для бутиков, в Риме проводили Haute Couture показы, а в Милане и Турине занимались производством одежды prêt-à-porte. До 1969 года все города были примерно равнозначны между собой. Все изменилось после выставки Milanovendemoda. Яркое провокационное шоу превзошло по масштабам все проходившие ранее в Италии показы, а слух о нем разлетелся по всей всей Европе. Позже именно здесь открылись редакции журналов Vogue и Cosmopolitan, а стилисты всего мира стремились увидеть коллекции Джорджо Армани и Джанни Версаче – все это способствовало популяризации Милана как еще одной модной столицы.

С 1980-х годов итальянская одежда, мебель, автопром и еда стали помечаться особой торговой маркой – Made in Italy. В Италии этот феномен называют – случаем «Четырёх А»: Abbigliamento (одежда), Agroalimentare (еда), Arredamento (мебель), Automobili (автомобили и оборудование). Данный товарный знак стал символом качества и изысканности.

Сейчас Милан потихоньку сдает позиции, отдавая пальму первенства Парижу, Лондону, Нью-Йорку, а также новым центрам моды Гонконгу, Лос-Анжелесу и Токио.

Токио

Столица Японии является одним из самых захватывающих и динамичных городов. Здесь современные технологии и оживленные улицы гармонично сочетаются с величественными храмами и глубокими традициями. Мода, как и сам город, невероятно уникальна, чем постоянно привлекает внимание fashion-экспертов со всего мира.

Индустрия моды в Японии родилась из желания подростков 60-70-х годов выйти за рамки традиционных устоев общества. После Второй мировой войны в страну восходящего солнца проникла американская культура, быстро нашедшая своих почитателей среди японской молодежи. Модным эпиценторм стал район Харадзюку, где по сей день можно встретить людей, облаченных в самую нестандартную одежду. Вдохновляясь и пропуская через себя западные тренды, Япония начала формировать собственное видение на индустрию. Так, на востоке родились вижуал кей, гяру, лолиты, фрутс, акихабара-кей и прочие стили.

Продвижению Токио как столицы современной моды способствовал и успех японских дизайнеров. Такие кутюрье, как Иссей Мияке, Джунко Шимада, Тадаши Седзи, Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото прославили свою страну, привнеся в индустрию деконструктивный стиль.

В 2005 году в Токио была проведена первая Неделя моды. Событие подчеркнуло особый статус Японии на модной арене. Сейчас страна продолжает активно покорять индустрию, постепенно вставая в один ряд с официально признанными модными столицами.

Хочешь быть в курсе главных событий в fashion индустрии и новостей брендов?

0