Второе счастье в бизнесе
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
Контекст
Как известно, далеко не все люди воспринимают наглость как позитивную черту. Прежде чем вносить какие-либо категорические изменения в свое поведение, вы должны оценить ситуацию, в которой будут реализовываться последствия вашего нового, «нахального», поведения. Оцените, действительно ли в вашем непосредственном окружении и компании ценится настойчивость, граничащая с беспардонностью. Возможно, в вашей рабочей ситуации, напротив, высоко ценится умение спокойно, вкрадчиво убедить.
Бизнесвумен на заметку
Отношение окружения к проявлениям вашей обретенной наглости зависит от того, мужчина вы или женщина. Комментирует Авива Виттенберг-Кокс, исполнительный директор компании «20-first», одного из лидеров в сфере гендерно-дифференцированного консалтинга, автор курса «Как женщины видят бизнес».
«Я предупреждаю своих слушательниц, что в бизнесе женщины, которые требуют то, что хотят, воспринимаются негативно. Их называют стервами. Существует представление, что женский стиль руководства и вообще делового общения должен быть мягким».
Профессор Амез поддерживает такую позицию:
«Женщинам в бизнесе как будто заранее дается меньше свободы. Мужчинам больше сходит с рук».
Вывод: сначала просчитайте последствия своего нового поведения, и лишь потом меняйте его в сторону проявления здоровой наглости.
Success inventory
Оцените тот уровень наглости, которым вы обладаете. Вы можете сделать это самостоятельно или попросить окружающих дать вам комментарии. Зандер предлагает начать с такого вопроса к себе самому: «Вы готовы говорить с кем угодно о том, чего хотите?» Большинство, отвечая на этот вопрос, оговаривают некие условия. Это означает, что им приходится преодолевать страх, когда нужно полно выразить свое мнение. Профессор Амез предлагает заполнить специальную анкету, которую он называет «инвентаризация способов достигнуть успеха». Данные анкеты позволяют сделать вывод о том, насколько эффективен ваш стиль общения. После этого он предлагает следующую процедуру, подразумевающую интенсивный самоконтроль. В течение определенного периода времени (нескольких недель или месяца) перед дискуссией/совещанием/переговорами/продажами спрашивайте себя: «Чего именно я хочу от этой ситуации?» После того, как ситуация общения исчерпана, спрашивайте себя о результатах: «Мне удалось достичь желаемого?» Таким образом, вы сможете записать на корочку свои успехи. На основании выводов об успехах, вам легче будет изменить или адаптировать свой стиль общения, добавив необходимые элементы. Хотя объективно оценивать собственное поведение иногда бывает сложно. Профессор Амез подчеркивает: «Очень слаба связь между тем, что мы, по нашему мнению, делаем, и тем, что видят окружающие. Иногда это просто случайно совпадает. Не чаще, чем иногда». Следовательно, полезно спросить коллег о том, как ваше поведение выглядит со стороны. Вам нужно получить представление «на все 360 градусов», как говорят специалисты по тренингам.
Какие цели вы ставите?
Возможно, по результатам оценки своих способностей вы обнаружите, что часто робеете и не решаетесь вставить веское слово в ситуациях, когда следовало бы. Спросите себя, по какой причине это происходит. Почему вы молчите? В следующий раз, еще не оказавшись в похожей ситуации, заранее мысленно прорепетируйте все, что нужно произнести. Эксперты советуют ставить цели не абстрактные, а конкретные, с точными временными рамками. Например, отведите себе неделю на то, чтобы провести три «трудных» разговора с коллегами. Или прикажите себе, что в течение следующих двух недель, каждый раз, оказываясь на обсуждении в коллективе, вы обязаны внятно высказать свою позицию. Ученые рекомендуют: «Сфокусируйтесь на почти виртуальных, искусственно созданных изменениях, и тогда вы придете к реальным переменам». Добились локального успеха – смело ставьте более амбициозную цель. Дальше не идет? Меняйте подход. Амез рекомендует переключиться в игровой формат. Но это уже совсем другая история...
Адаптация и долговременные деловые отношения
Люди молчат, когда могли сказать нечто веское, по трем причинам. Им некомфортно в ситуации обсуждения. Им незнакомы участники обсуждения. Им страшно, что коллеги плохо о них подумают.
Профессор Амез делится своим опытом работы с застенчивыми людьми:
«Очень важны условия общения. Имейте это в виду и старайтесь совершенствовать свои неформальные связи, завязывайте с незнакомыми коллегами приятельские отношения. Очень полезно узнать этих людей вне работы». Активное общение с сотрудниками позволяет снять барьеры, препятствующие коммуникации. Вам станет легче высказать свое мнение, если вас окружают знакомые, приятельски настроенные люди.
Оставайтесь собой
Нарочно демонстрировать свою, вновь обретенную наглость, может быть сложно, потому что появляется чувство неестественности происходящего.
Помните, приобретенная наглость не результат, а процесс. Вы не меняете свой характер, а намерено делаете определенный выбор линии поведения в нужных ситуациях. «Если вы проявляете наглость, вам не придется чувствовать, что вы имитируете холодность в межличностных отношениях. Не забывайте, что есть моменты, когда добиться своего вы сможете, только проявив дружелюбие и эмпатию», – заверяет Амез. Ищите свой собственный стиль, не пытайтесь мимикрировать. Женщинам это особенно важно. Женщине нерационально вести себя как мужчина. Равно как и не стоит пытаться быть наглой в любой жизненной ситуации каждый день. Вы можете показывать способность конкурировать и добиваться своего, когда это требуется. И можете расслабиться и проявлять расположение, когда это более полезно.
Как уже говорилось, здесь есть тонкая грань – нужно точно знать, когда вы ее пересекаете, иначе будете ассоциироваться с издевательствами на рабочем месте. Эксперты предупреждает, что излишняя наглость воспринимается как желание идти по головам или как тщеславие. Поэтому необходимо старательно следить за тем, как ваше поведение сказывается на чувствах других людей.
«Последствия чрезмерной наглости не проявляются сразу же. Если вы повысили голос на подчиненного, он, возможно, и сделает все так, как вы сказали. Но, придя домой, со всей вероятностью обновит свое резюме», – говорит Амез. Убедитесь, что ваши усилия и ваше давление имеют положительный мотив. Наглость встречает наибольшее поощрение, когда служит общим целям рабочей группы.
Главное о здоровой наглости
Что делать
Оценивайте свой уровень наглости и старайтесь всегда получать обратную связь
Ставьте промежуточные цели и постепенно вносите изменения в своей поведение
Устанавливайте конструктивные отношения с коллегами вне работы, тогда легче будет высказывать свое мнение
Что не делать
НЕ нужно полагать, что наглость – всегда хорошо. Имеют огромное значение отношения в компании.
НЕ нужно пытаться копировать чье-то поведение, ведь можно меняться, оставаясь собой
НЕ старайтесь компенсировать свою робость: можно перегнуть палку. Стремитесь к балансу между наглостью и приветливостью.