Успенский собор Московского Кремля ждет комплексная реставрация
12 мая 2017 года между Музеями Московского Кремля и ПАО «Транснефть» состоялось торжественное подписание Соглашения о сотрудничестве. В церемонии приняли участие генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина и президент ПАО «Транснефть» Н.П. Токарев.
Крупнейшая в мире нефтетранспортная компания будет финансировать комплексную реставрацию Успенского Собора Московского Кремля, которая продлится более 5 лет и будет включать восстановление его архитектурного облика и строительных конструкций, а также стенописи в интерьере и на фасадах. Кроме того, будет разработан проект защитных ограждений для наиболее ценных экспонатов и росписей. Президент компании Николай Токарев сообщил журналистам, что «Транснефть» планирует направлять на эти цели примерно по 50‒60 миллионов рублей в год.
В ходе церемонии Токарев отметил, что сотрудничество с Музеями Кремля начинается «не с чистого листа, а ему уже минимум 10 лет. Подписание соглашения о сотрудничестве переводит в официальную плоскость отношения, которые у нас существовали уже 10 лет».
Елена Гагарина в своем выступлении подчеркнула, что это — важнейшее событие в истории кремлевской реставрации. Задачи подобной научно-комплексной реставрации никогда не ставились предшественниками. Она отметила, что «в последние годы нам удалось осуществить полномасштабное изучение конструкций собора, а также определить степень их жизнеспособности. Именно эти исследования позволили определить направление будущей реставрации». Гендиректор добавила, что собор на время реставрационных работ закрываться для посещения и для проведения церковных служб не будет, — любая реставрация на территории Кремля согласовывается с РПЦ.
Последний раз Успенский собор реставрировали в 70-х годах прошлого века к 500-летнему юбилею. Но тогда удалось сделать далеко не все. Сейчас у специалистов есть новые технологии и знания. Заместитель гендиректора ММК по научной части, профессор, доктор искусствоведения А.Л. Баталов отметил, что приступая к проекту такой сложности, трудно предвидеть все неожиданности, которые могут ждать, ведь Успенский собор остается одним из самых малоизученных памятников Кремля.
Андрей Баталов, рассказал о планах и сложностях предстоящей реставрации:
«Крышей Успенского собора не занимались уже очень давно. Мы снимем кровлю, чтобы оценить ее состояние. Реставраторы уже в этом году сделают первый опытный участок вентилируемых сводов. Так мы попытаемся избавиться от главного врага старинных зданий — конденсата.
В 70-е годы прошлого века всю Соборную площадь закрыли мощной бетонной плитой. Это сильно нарушило гидрологию исторического места.
- Под Кремлем много воды, — говорит Баталов. — Бетон же все перекрыл, поэтому жидкость стала выходить через стыки со стенами храмов. Нам приходится каждый год заменть внешние камни в основании входных порталов, которые регулярно разрушаются от влаги.
Реставраторы уже договорились с кремлевской комендатурой о том, что бетон на расстоянии двух метров от Успенского собора будет убран. Новая дышащая отмостка снизит уровень влажности.
- Кроме того планируется впервые за несколько поколений снять главный иконостас Успенского собора. Там могут открыться росписи кирпичной алтарной стены, которые с конца XVII века скрывает деревянный иконостас. По документам, древние росписи существуют, но их никто не видел».
Успенский собор был возведен в 1474−1479 гг. итальянским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти и в течение столетий стал главным собором русского государства. С конца ХV века в Успенском соборе возводились на великое княжение, а затем и на царство русские государи, происходила интронизация митрополитов и патриархов.
Он является вместилищем общерусских святынь, поскольку на протяжении многих лет русские великие князья, присоединив к Москве земли удельных князей, вывозили из поверженных городов святыни, которые обретали свое место в Успенском соборе. До XVII века Успенский собор был усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее собрание памятников русского средневекового искусства.
Фото: Наталья Кулагина; Shutterstock.com