Уличные песни
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5
СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР
По оценкам Knight Frank St Petersburg, в течение 2017 года рынок стрит-ритейла в Петербурге пополнился около 200 тыс. кв. м встроенных коммерческих помещений за счет ввода в эксплуатацию новых жилых комплексов. В конце года после капитального ремонта открылась станция метро «Лесная», а в 2018 аналогичный ремонт должен пройти на «Академической». Кроме того, в 2018 планируется открытие пяти новых станций метро: «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Южная», «Новокрестовская» и «Беговая». Завершение строительства новых станций метро, а также создание в городе креативных пространств на территории бывших промзон стимулируют увеличение трафика в локациях, что приводит к росту интереса арендаторов и появлению новых торговых точек.
Кроме того, в городе полным ходом идет подготовка к Чемпионату мира по футболу, в связи с которым ожидается рост потока болельщиков и туристов из различных стран. На этом фоне общественное питание является лидирующим профилем: по итогам года его доля составляет 31%. Далее следуют продукты (13%) и одежда (9%). «Стрит-ритейл в Санкт-Петербурге продолжает развиваться в соответствии с тенденциями, которые сформировались в кризис 2014–2015 года: основными игроками остаются предприятия общественного питания, которые занимают самые дорогие помещения в городе, в частности на Невском проспекте», – размышляет Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate.
В свою очередь, сегмент fashion является одним из лидеров по выходу новых брендов. В 2017 г. рынок пополнили Lorena Antoniazzi, Lise Charmel, Herno, Peserico, Brooks Brothers и др. В течение года в Санкт-Петербурге наблюдалась высокая активность арендаторов, а ротация на рынке составила 15%. Наибольший уровень ротации отмечен на пешеходных улицах – 26%, наименьший – на крупных периферийных магистралях города (14%). Именно активная ротация fashion-ритейлеров в течение 2017 г. дестабилизировала рынок стрит-ритейла, убеждены в Knight Frank St Petersburg. Так, за 2017 год на Старо-Невском и Владимирском проспектах изменения коснулись 28,7% и 24,3% объектов стрит-ритейла соответственно, а на 6–7 линиях годовой показатель составил 25,9%, сообщают в JLL. В компании отмечают и серьезное усиление позиций Старо-Невского проспекта как локации размещения luxury-ритейлеров: вслед за переездом магазина Louis Vuitton здесь были открыты Dior, Bulgari, Escada, Wolford, Lise Charmel. «Кроме того, можно отметить окончание трансформации Владимирского проспекта, который перестал быть магистралью обувных магазинов, – делится руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге Владислав Фадеев. – В результате большей диверсификации ритейлеров спрос на данный торговый коридор вырос, а доля вакантных помещений снизилась до минимальных значений (до 0% в 3-м квартале 2017 года)».
По словам Ивана Починщикова, петербургские арендодатели стали более гибкими: если раньше на срок более чем 11 месяцев мог арендовать помещение только банк, то сегодня собственники готовы предоставлять длительные сроки аренды и операторам других сегментов. «Нужно учитывать и то, что в Петербурге аудитория fashion в стрит-ритейле и аудитория fashion в торговых комплексах не пересекается, поскольку в торговые центры, как правило, едут покупатели, которым важна концентрация разных брендов в одном месте, – полагает Иван Починщиков. – С учетом же проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, в обеих столицах сезон будет особенно перспективен для предприятий общепита. Предполагаю, что несколько изменится портрет арендаторов стрит-ритейла в районе автовокзалов и аэропортов, где будут открываться временные точки с фан-атрибутикой и сувенирной продукцией. Большой поток туристов из Азии уже послужил трендом к открытию магазинов, ориентированных на эту категорию туристов, например с сувенирами из янтаря, но такие проекты единичны».
Текст: Екатерина Реуцкая
Фото: shutterstock