Ретроспектива парижской моды в Нью-Йорке
часть 1 часть 2
Начиная с 50‒60-х годов, визитной карточкой модного Дома Chanel считаются стильные костюмы от «Коко». Несколько работ основательницы бренда тоже были представлены в экспозиции, включая костюм из красного шерстяного твида с карманами в виде «тюльпана». Женщины того времени всех возрастов были покорены современным легким стилем от Chanel.
Рене Манчини сотрудничал с Баленсиагой и был одним из нескольких дизайнеров, кто создавал обувь для Chanel, включая эксклюзивные туфли на каблуках.
Соня Рикель, которую позже стали назвать Королевой трикотажа, начала свою карьеру в бутике мужа. Она изготовила свой первый костюм из двойной трикотажной шерсти, отделанной искусственным мехом. Костюм был одновременно смелым, свободным, элегантным и при этом красиво смотрелся на стройной фигуре дизайнера.
Габи Агьен основала бренд Chloé в 1952 году. Она нанимала именитых дизайнеров, среди них был Жерар Пипар, который позже создавал одежду для Дома Nina Ricci, и Мишель Розьер. Однако самым известным был Карл Лагерфельд, который работал в Chloé с 1964 по 1984 год. На выставке было представлено платье Лагерфельда «Астория», созданное в 1967 году и вдохновленное произведениями Обри Бердслея, – длинное, ручной росписи, с ярким цветочным мотивом.
В 60-х правила моды менялись очень быстро, но в гардеробах модниц неизменно присутствовали практичные стильные костюмы. Женевьев Антуан Дарьо, директор Дома Nina Ricci, отмечала, что по утрам француженки «все еще предпочитают костюмы». Но дневные наряды сменили менее формальные свитеры и юбки. В путеводителе по моде «Elegance» Дарьо написала, что «высокая мода – это все еще звезда Vogue и Harper’s Bazaar, а индустрия готовой одежды играет невероятно важную роль благодаря финансовой доступности и огромной клиентуре».
Андре Курреже, протеже Кристобаля Баленсиаги, основал свой собственный Дом моды в 1961 году и сразу отказался от всех формальностей haute couture. В его первой коллекции не было вечерних нарядов, зато одежду представляли модели, дефилирующие под энергичную музыку, что шло вразрез с традиционными медленными показами. Таким образом, французская мода и музыка тесно переплелись друг с другом. К середине 60-х французские поп-певицы Франсуаза Арди и Сильвия Вартан стали появляться в одежде из последних коллекций дизайнеров на страницах таких журналах, как Elle, Marie Claire и Vogue. Многие редакторы видели в этих веяньях молодость и современность. Пока приверженцы старых традиций продолжали колебаться, дизайнеры, создающие готовую одежду, доказали, что именно они самые передовые в модном бизнесе.
Еще одним эффективным способом презентации моды стало кино. В фильме «Мужское-женское» (1966) Шанталь Гойя носила трендовую готовую одежду из своего собственного гардероба. Катрин Денёв снималась в костюмах Ив Сен-Лорана – дизайнера, которого предпочитала другим и вне экрана. Костюмы Пако Рабана для фильма «Барбарелла» были яркими, фантастичными и имели сходство с его модными коллекциями.
Французские актрисы Анук Эме и Изабель Аджани любили одеваться у Эмануэля Унгаро – еще одного ученика Кристобаля Баленсиаги, с которым они вместе проработали шесть лет. После открытия собственного Дома моды в 1965 году совместно со своей подругой и художником по тканям Соней Кнапп Унгаро создал первую самостоятельную коллекцию. Его главным девизом стало «Women's Wear Daily» («Одежда для женщин на каждый день»).
Успех французского ready-to-wear оказал глубокое влияние на индустрию высокой моды, и это стало захватывающим новым вызовом для некоторых дизайнеров. Пьер Карден, Андре Курреж, Ив Сен-Лоран продолжали представлять коллекции haute couture, но они также создавали новые марки готовой одежды и предлагали высокий стиль по более доступным ценам.
Известный бренд Ив Сен-Лорана «Рив Гош» позволил ему экспериментировать с новыми идеями и материалами. На выставке был продемонстрирован плащ ранней коллекции «Рив Гош», изготовленный из ярко-желтого винила, с вязаными шерстяными рукавами. В черном варианте этого плаща Катрин Денёв снималась в фильме «Дневная красавица».
Белые кожаные сапоги от Куррежа и платья, отделанные черным винилом, показали его желание идти в ногу со временем и оставить в истории моды свой след как творца так называемой Космической Эры.
Пьер Карден тоже проектировал одежду в космической тематике и создал одноименную коллекцию. Мини-платье, которое носила голливудская актриса Лорен Бэколл, с геометрическими вырезами на груди, в дальнейшем закрепило за Карденом репутацию авангардного кутюрье. Созданный образ с черными аксессуарами, водолазкой, узорчатыми вязаными чулками, блестящими высокими сапогами и шляпой в виде шлема демонстрирует переход в новое измерение моды.
Уже в 1963 году группа молодых французских дизайнеров ready-to-wear оказала существенное влияние на моду в своей стране и за рубежом. Эммануэль Хан, одна из лидеров французской революции в моде, была представлена на выставке с полосатым платьем «Op Art». Пако Рабан работал с Хан, а также с Кристиан Бейлли и Мишель Розьер, прежде чем получил известность за свою коллекцию «12 платьев, сделанных из современных материалов, которые нельзя носить» в 1966 году. Наряды, выполненные из пластика и металла – алюминиевых пластин и латунной проволоки, из пассатижей и прочих элементов. Его коллекция произвела настоящий фурор. Имя Пако Рабана получило известность во всем мире, а его авангардные творения стали символом будущих идеалов моды 60-х.
Позже Хеб Дорси, редактор раздела моды в «The International Herald Tribune», скажет: «Мода свободна от ограничений. Каждая женщина вправе интерпретировать ее в своем стиле и по своему вкусу, не сдерживая себя абсолютными понятиями». Французская модная индустрия изменилась навсегда.
Автор: Елена Державец
Фото: автора и Shutterstock.com