Путевка в моду
ПРЯМОЙ УДАР
Большинству иностранных брендов в России по-прежнему необходимы партнеры. Кроме того, в регионах открытие fashion-арендаторов по франшизе все еще гораздо популярнее, чем выход на рынок напрямую, констатируют в ECE Russland. В некоторых ТРЦ в небольших городах с помощью франчайзинга может быть заполнено до 50% торговой галереи, тогда как в Москве и Петербурге, по словам Станиславы Нажмитдиновой, менее 20%.
«Есть сети, которые открыли прямые магазины – «Томми Хилфигер», Bvlgari, Burberry. Но в целом процент не сильно изменился, – рассказывает Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений по Москве и Московскому региону, отдел торговых помещений CBRE в Москве. – Mango, например, начали открывать прямые магазины, но затем снова перешли к открытию магазинов через партнеров, то же самое можно сказать о компании Quicksilver (Boardriders, DC). По франшизам сейчас очень активно развивается sport&casual, а вот хуже всего, как ни странно, чувствуют себя бижутерия и аксессуары – Claire’s и Accessorize прекратили развитие в России, а альтернатив очень и очень немного».
В ювелирном сегменте дела обстоят намного хуже, чем в других нишах fashion, соглашается Марина Лабутина, владелец ювелирной компании LeDiLe. «Украшения, как не самый необходимый товар, в первую очередь страдают от экономического кризиса, – вздыхает эксперт. – Даже федеральные сети приостанавливают развитие по франшизе и отчаянно демпингуют, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Для небольших компаний-производителей вроде нашей это серьезный вызов. Мы приостановили развитие точек LeDiLe по франшизе и сделали упор на пиар и выпуск эксклюзивных коллекций. Так мы удерживаем внимание потребителей и поддерживаем актуальность франшизного предложения в кризис. Ведь торговля хотя и уменьшилась, но не умерла. Люди все равно будут покупать, поэтому к нам до сих пор поступают десятки заявок на получение франшизы. В кризис арендаторы и арендодатели в российских торговых центрах пришли к выводу, что в ситуации тотального спада продаж выживут только два типа магазинов: «мастодонты» и «креативщики». Последние – это те, кто либо создает модный продукт, востребованный у молодежи и соответствующий последним трендам сезона, либо предлагает товар с необычным концептом, привлекательным для потребителя. Этим, например, объясняется небывалый ажиотаж в обувной сети Keddo. Подобную тенденцию отмечают и сами владельцы торговых центров. В последние годы я вижу много незнакомых названий магазинов и марок, которых раньше нигде не встречала, но вот еще лет шесть назад было невозможно даже обсуждать место в локациях типа «Метрополис», «Охотный Ряд» или «Атриум» в Москве, если ты не работаешь по франшизе крупной сети. Это значит, что вход в проходимые точки стал доступнее, а молодым маркам теперь проще заявить о себе и выйти в офлайн».
Как ритейлеры оценивают I полугодие 2017 года?
Позитивные факторы:
– связанные с экономической ситуацией:
- стабилизация валютных курсов;
- переход от рецессии к постепенному росту экономики;
- снижение потребления в более низких ценовых сегментах;
– связанные с внутренними бизнес-процессами:
- продолжающееся открытие новых магазинов и расширение штата в ходе активного развития ряда сетей;
- оптимизация ассортимента;
– связанные с погодой:
- дожди, которые привели к росту трафика в ТЦ и росту продаж как в ТЦ, так и в street-retail (например, значительно вырос спрос на такие группы товаров, как резиновые сапоги, зонты, лекарства, обогреватели, игровые приставки).
Негативные факторы:
- продолжающееся снижение покупательной способности населения;
- усиление конкуренции среди существующих игроков рынка;
- выход на рынок новых игроков (особенно это отражается в краткосрочном периоде в оттоке персонала и клиентов);
- плохая погода, которая привела к снижению спроса на некоторые группы товаров (например, в сегментах общепита, одежды, спортивных товаров, кондиционеров);
- снижение трафика в летние месяцы в связи с отпусками.
Текст: Екатерина Реуцкая
Фото: shutterstock.com