Первые шаги во франчайзинге
Выбор франшизы – важнейший момент в запуске собственного дела. Краеугольный камень этого бизнеса. Боясь ошибиться, начинающие франчайзи кидаются из стороны в сторону, пытаясь добыть информацию о наиболее надежных франшизах: спрашивают совета у опытных знакомых, днями и ночами читают отзывы на специальных интернет-форумах и даже обращаются в консалтинговые агентства. Но ни опытные друзья, ни форумы, ни агентства не помогут, если не пытаться вникнуть в суть заинтересовавшего вас бизнеса самостоятельно.
Все было бы сказочно просто, если бы в нужный момент появлялся надежный советчик и говорил: «Вот это отличная франшиза, купи ее, и через год гарантированно получишь прибыль в 500%»! Но такого не бывает. Выбор франшизы – это всегда риск. Всегда. И чем более привлекательные условия сделки, тем выше риск.
К этому выбору нужно подойти очень ответственно. Не покупать первое, что увидите, а тщательно все продумать. Вокруг любого достойного дела всегда кружится много пены и мусора. Франшизы – не исключение. На этом рынке часто можно встретить тех, кто именует себя франчайзером, но по сути является откровенным дилетантом, которому еще самому учиться да учиться, а не учить других. Есть те, кто откровенно передергивает, выдавая за франшизу то, что франшизой не является, есть и такие, кто вводит потенциальных франчайзи в заблуждение, приукрашивая свое предложение и скрывая недостатки франшизы. Но среди предлагаемых в различных каталогах франшиз есть и очень достойные.
С чего должен начать человек, имеющий желание и капитал для создания собственного бизнеса?
Начать нужно с тщательного анализа. Это большой и серьезный вопрос, который лучше разбить на несколько маленьких. Какова цель создания собственного дела? В какой сфере вы хотели бы открыть дело и почему? Насколько подкованы вы в данной области? Каков уровень спроса на выбранный вами вид товаров или услуг? И так далее. Когда ответите на каждый из этих вопросов, перед вами сам собой сложится глобальный ответ. Не бойтесь и не стесняйтесь задавать любые вопросы в профильных сообществах и на форумах, даже если они вам самим кажутся наивными или вообще глупыми – в конечном итоге в дураках остаются те, кто постеснялся их задать, не разобрался в ситуации и совершил ошибку.
Опыт
Есть хорошая притча: «Встретились человек с деньгами и человек с опытом. Человек с опытом ушел с деньгами, а человек с деньгами ушел с опытом».
Ни одна из франшиз сама по себе не является залогом успеха. Наломать дров можно даже с «проверенной» франшизой, узких мест предостаточно. Важен собственный опыт.
Многие идут во франчайзинговый бизнес не от нужды и не из-за желания развиваться, а из-за скуки и желания самоутвердиться, выбирая эту форму бизнеса, как наиболее простую, и не имея ни малейшего предпринимательского опыта. Чего уж греха таить, среди таких много молодых женщин, внезапно получивших пару миллионов. Но перед тем как вложить средства в, скажем, мини-кофейню, неплохо было бы поработать годик менеджером заведения этой сети. Ну или официантом, на худой конец. Ничего страшного в этом нет, опыт дороже всего. Но менталитет российского предпринимателя (и просто русского человека) устроен таким образом, что прибыль нужна немедленно, сразу, а действий для ее получения предпринимается минимум. Если вы ожидаете от франчайзера, что он за вас все сделает и принесет успех на блюдечке с голубой каемочкой, то франшизу приобретать пока не стоит. С таким подходом нечего делать ни во франчайзинговом, ни в любом другом бизнесе.
Доверяй, но проверяй
На что же следует обратит внимание в первую очередь при выборе франшизы? Самое главное – наличие у правообладателя собственной розницы! Должно быть хотя бы 5–10 собственных магазинов, успешность которых легко можно проверить. Причем лучше всего, если магазины будут разного формата – как в ТЦ, так и в формате стрит-ритейла.
Второй по важности пункт – наличие 10–20 партнерских магазинов, работающих на рынке 1–2 года. Здесь очень важно найти возможность лично пообщаться с этими франчайзи. Ведь самый лучший эксперт – это клиент. Само собой разумеется, что выбранная франшиза должна также иметь известность на мировом рынке. Но это далеко не всегда обязательное условие. Наличие офиса, юридического лица, работающего не менее 3–5 лет, продающих менеджеров, продукт-менеджеров и франч-менеджеров также очень важно.
Юридическое лицо франчайзера можно легко пробить по реестру ЕГРЮЛ, это открытая информация. Руководствуясь этими сведениями, можно собрать данные об учредителях и лицах, имеющих право подписи без доверенности. Обращайте внимание на юридический адрес и дату регистрации. Эти данные обязательно надо сверить с реквизитами, указанными в договоре. Если в договоре от имени правообладателя указывается лицо, которого нет в реестре ЕГРЮЛ, то к документу должна быть приложена доверенность на право подписи такого договора.
Не менее важно проверить и сам объект договора (объект интеллектуальной собственности, право на которое предоставляется подписываемым договором). Покупаемый товарный знак должен быть четко указан в договоре с упоминанием номера в реестре. Необходимо удостовериться, что он принадлежит юрлицу, с которым вы заключаете договор. Проверьте срок действия права на товарный знак и перечень лиц, с которыми заключены договоры по данному товарному знаку. Заодно смотрите, есть ли в реестре франчайзи (в случае, если правообладатель в рекламе указывает, что у него несколько действующих франчайзи). В реестре это может выглядеть как регистрация договора коммерческой концессии с третьими лицами.
На всякий случай проверьте судебную историю юридического лица, с которым заключаете договор. Это можно сделать на сайте судебных решений arbitr.ru.
Все эти проверки можно провести самостоятельно. Что касается юридической экспертизы предлагаемого договора, то она требует привлечения профессионалов со стороны.
Светлана Мичан
Фото: Shutterstock.com