Перенос производства в Россию: шить или не шить?
Переводить или не переводить?
Вопрос о переводе производства в Россию так или иначе затронул всех крупных ритейлеров в это непростое время. Кто-то, например компания SELA, не видит возможности воссоздания здесь полноценной инфраструктуры, подобной той, что предлагают фабрики Китая. А кто-то готов переезжать и расширяться.
Компания «Розтех» (бренды «Дикая орхидея», «Бюстье», «Дефиле» и «Гранд дефиле») собирается удвоить собственное производство в России – до 8 млн единиц товара в год. Два новых предприятия могут быть арендованы в Смоленской области в ближайшее время. Раньше компания размещала заказы преимущественно в Китае и Прибалтике, а сейчас – на двух фабриках в Московской и Смоленской областях. Желание увеличить свои мощности в «Розтехе» объясняют постоянной перегруженностью имеющихся в России фабрик и стремлением иметь большую независимость от курса валюты. Важно подчеркнуть, что ритейлер готов поделиться возможностями половины своих фабрик с конкурентами!
Melon Fashion Group (бренды befree, Zarina и Love Republic) тоже выразили желание увеличить производство в России. В 2016 году обзавелась производством в столице и финская компания Finn Flare. Она купила цех площадью 300 м2 и мощностью до 100 изделий в сутки.
С началом кризиса ритейлер «Спортмастер» начал размещать часть своих заказов на отечественных предприятиях (всего компания использует 500 фабрик по всему миру). Сейчас 15% их одежной и обувной продукции производится в России.
Подхватывают тренд марки Bosco и Elis. Бренд Bosco намерен построить в индустриальном парке «Камешково» во Владимирской области фабрику по пошиву спортивной одежды. Российский бренд женской одежды Elis планирует открыть в 2016 году в Саратовской области швейное производство брюк и юбок.
Марка Kira Plastinina начала наращивать производство в России еще полтора года назад, объясняя это возможностью усиления контроля за качеством производимой продукции. Два года назад компания производила в России 20–30% коллекций, в прошлом году уже было 30–40%, сейчас – около 70%. Известно, что Кира Пластинина организовала в подмосковных Озерах собственное производство, для чего было приобретено красивое историческое здание на территории индустриального парка. Коллеги Киры адресов своих фабрик не раскрывают: слишком велика конкуренция за качественные площадки.
Однако, несмотря на активный поиск альтернативы производству в Азии, пока никто из крупных игроков не планирует совсем отказаться от производства вне России. Ведь создание одежды состоит не только из пошива. Среди рисков местного производства – нехватка отечественной ткани. Производителям приходится покупать импортное сырье, стоимость которого зависит от скачков курса валют, и самостоятельно планировать его заказ за большой срок до начала пошива. Нельзя забывать и о том, что все импортные ткани обкладываются таможенной пошлиной. В итоге одна и та же ткань российскому производителю обходится дороже, чем азиатскому или европейскому. Размещая же заказы за границей, пошлину за материалы платить не надо. В 2015 году объемы производства одежды в России сократились практически на четверть объема, произведенного за 2014 год. Это обусловлено тем, что одежда, относящаяся к среднеценовой категории, практически вся шьется из импортных тканей.
Отдельным пунктом стоит вопрос размещения производства в России иностранными брендами. В частности, привлекательность размещения уже подтвердили представители французского Модного дома Pierre Cardin – начаты переговоры о переносе производства одежды знаменитого бренда в Россию. Сейчас продукция бренда, продающаяся в России, производится по лицензии, а ее обладатели работают в Германии, США и Италии. Преемник Пьера Кардена и дизайнер Модного дома Родриго Базиликати рассказал прессе, что хочет передать эту лицензию российским фабрикам.
Минпромторг тем временем ведет переговоры о размещении заказов на производство в России с компаниями «Декатлон» и Benetton. Ранее министерство предложило брендам ZARA (Испания) и H&M (Швеция) размещать свои заказы в сфере легкой промышленности на российских предприятиях.
В целом, несмотря на множество положительных сторон перевода производства зарубежных брендов в РФ, серьезный интерес со стороны зарубежных ритейлеров возможен лишь при наличии бонусов и преференций от государства. В этом случае компании могли бы пойти на перенос производства, что дало бы отечественным предприятиям серьезную поддержку и бесценный опыт работы с требовательными заказчиками. Покупатели же получили бы бонус в виде снижения цен на одежду зарубежных брендов. С учетом относительной дешевизны рабочей силы, низкого курса рубля и значительно меньших логистических расходов по сравнению с Китаем, цены могли бы снизиться на 10–20%. В данный же момент цены продолжают расти, ввергая модное население в беспросветную печаль.
Не секрет, что новый виток в развитии промышленности всегда влечет за собой появление новых рабочих мест и возрастающую потребность в квалифицированных специалистах. Таким образом, развитие промышленности неразрывно связано с развитием обучающих программ как на производстве, так и в вузах. Получившаяся цепочка дает уникальную синергию, в которой связаны образовательные процессы, производство, занятость населения и повышение общего престижа продукции Made in Russia.
Автор: Светлана Мичан
Фото: Shutterstock.com