подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
23.11.2017 | Степан Максимов

Россия заняла второе место на рынке ТРЦ в Европе

Согласно ежегодному отчету Cushman & Wakefield «Торговые центры Европы», Россия переместилась с первой (2016 г.) на вторую строчку (2017 г.) европейского рейтинга по количеству новых введенных в эксплуатацию торговых площадей в торговых центрах. В первом полугодии 2017 года в России было открыто 186 000 квадратных метров торговых площадей.

 

«Снижение строительной активности является закономерным итогом двух кризисных лет: начиная с 2015 года нового строительства практически не было, в эксплуатацию вводились только те объекты, которые были начаты еще в докризисный период, – комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. – По итогам 2017 года в России ожидается минимальный ввод торговых площадей за последние 10 лет – порядка 1,16 миллионов квадратных метров, и в следующем году объем нового строительства останется на таком же уровне. Однако на рынке заметны первые сигналы потенциального роста – все чаще появляются сообщения от девелоперов о старте строительства или о планах выхода на площадку в ближайшее время. Восстановление рынка мы сможем увидеть только после 2019 года, так как средний цикл реализации торгового объекта составляет 2–3 года».

 

 

Российский портфель торговой недвижимости с учетом объектов, планируемых к вводу во второй половине 2017 – 2018 годах, увеличится на 1,7 млн квадратных метров и укрепит свои позиции самого крупного в Европе. Однако только 13% этих площадей будут расположены в Москве, так как застройщики продолжают расширять свое географическое покрытие: строительство начинается в более отдаленных регионах страны, таких как Владивосток («Калина Молл» площадью 46 300 кв. м), Хабаровск («Броско Молл» площадью 37 000 кв. м) и Грозный («Грозный Молл» площадью 59 000 кв. м).

 

Особенно ярко выражена в этих регионах нехватка якорных арендаторов федеральных и международных сетей. Вместе с открытием новых форматных торговых объектов ситуация может поменяться. Например, в строящемся торговом центре «Калина Молл» во Владивостоке к открытию заявлен кинотеатр сети «Киномакс». Активно экспансия федеральных операторов направлена на Сибирь, где основную долю рынка все еще занимают локальные операторы. Так, «АШАН», «Декатлон» и McDonalds заявили о планах выхода в Красноярск. В новосибирском ТРЦ «Ройял Парк» открылся магазин смартфонов Xiaomi. Расширяется «М.Видео»: с учетом запланированных до конца года открытий сеть будет насчитывать порядка 70 магазинов в регионах Сибири.

 

В целом в Европе общая площадь торговых центров увеличилась на 2,9% за двенадцать месяцев по состоянию на июнь 2017 года, достигнув показателя в 160,8 млн квардратных метров. В настоящий момент на страны Западной Европы приходится 68% всех существующих торговых площадей. Однако в первой половине 2017 года страны Центральной и Восточной Европы опережали их по темпам застройки, выведя на рынок 825 000 квадратных метров площадей по сравнению с 344 000 квадратных метров в Западной Европе. Турция проявила наибольшую активность: на нее пришлось 48% (566 000 кв. м) всех новых торговых площадей в Европе, на третьем месте после России – Италия (107 000 кв. м).

 

Всего в первой половине 2017 года в Европе появилось 1,2 млн квадратных метров новых торговых площадей, что на 11% меньше, чем в первой половине 2016 года. На темпы застройки повлияли растущая конкуренция, меняющееся поведение потребителей и, конечно, увеличение числа онлайн-ритейлеров. В настоящий момент еще 6,8 млн квадратных метров торговых площадей находятся на этапе строительства с анонсированными сроками открытия до конца 2018 года.

0