NFT от Hermes до Gucci
Станет ли мода повсеместно цифровой, или цифровые объекты будут предметом китча только для гиков и цифровых коллекционеров?
NFT - это токен, почти любой виртуальный объект — изображение, музыка, тексты, 3D-модели. Чаще всего речь идет об объектах цифрового искусства, которые можно продать.
Как пример, старейший аукционный дом Christie’s 11 марта 2021 года продал работу художника Beeple именно в виде NFT за 69,3 млн долларов (в криптовалюте Ethereum). За 255-летнюю историю площадки это первый такой случай и одновременно — самая крупная сделка в истории на рынке NFT. Этим токеном стал как будто бы обычный JPG-файл со склеенными вместе пятью тысячами картин.
NFT — это non-fungible token, невзаимозаменяемый, или уникальный токен. Работают NFT на блокчейне, впервые они появились еще в 2017 году в системе Ethereum.
Сейчас все больше молодых дизайнеров присоединяются к подобным экпериментам, воспринимая NFT более чем всерьез. В это трудно поверить, но устойчивый спрос на цифровое имущество действительно существует. Во многом благодаря геймерам и коллекционерам. NFT — это всего лишь инструмент.
Разумеется, подобные сделки поднимают волну хайпа в творческих кругах. У кого-то загорелись глаза при мыли о новых возможностях рынка, у кого-то это все вызывает другие рефлексы. Так есть ли будущее у данной технологии, и как ею пользуются уже сейчас в fashion индустрии? Приведем примеры.
1. В 2019 году Nike запатентовала систему проверки подлинности кроссовок CryptoKicks. При покупке пары обуви генерируется NFT. Такой токен содержит всю «родословную» кроссовок: данные о производителе, внешний вид и особые параметры, информацию о перепродажах
А еще в декабре 2021 года Nike купила виртуальную обувную компанию RTFKT, которая производит кроссовки «для метавселенной». RTFKT утверждает, что в феврале в результате сотрудничества с художником-подростком FEWOCiOUS по продаже настоящих кроссовок в паре с виртуальными удалось продать около 600 пар всего за шесть минут , что на тот момент принесло прибыль более 3,1 миллиона долларов.
2. Все знают сумки Birkin как один из самых желанных модных аксессуаров. И самых дорогих. Есть еще один вариант упаковки Birkin - новый NFT , недавно появившийся в цифровой сфере. Так называемый MetaBirkin - это творение цифрового художника из Лос-Анджелеса Мэйсона Ротшильда и часть проекта, представленного ранее в этом месяце на Art Basel Miami.
Казалось бы, Hermès Birkin - высший символ модного статуса - теперь и в цифровом виде.
Однако что касается Hermès, бренд недавно опубликовал заявление для Financial Times, в котором говорится: «Эти NFT нарушают права интеллектуальной собственности и товарных знаков Hermès и являются примером поддельных продуктов Hermès в метавселенной».
3. В этом году бренд Gucci заявил, что «это только вопрос времени», когда другие люксовые бренды выпустят свои собственные NFT. Итальянский бренд выпустил свой первый NFT в рамках того же аукциона Christie's.
NFT Gucci - четырехминутный фильм « Aria» , созданный режиссером Флорией Сигизмонди и креативным директором Gucci Алессандро Микеле для сопровождения показа коллекции на подиуме. NFT форматируется как трехканальное видео, воспроизводимое в едином цикле.
С начала этого года Christie's находится в авангарде аукционных домов, содействуя продаже NFT, которые ранее продавались без таких посредников. Поскольку эти продажи были представлены в сотрудничестве с художниками и представителями современного искусства, его сотрудничество с роскошным брендом Gucci знаменует собой новый вид предложения в пространстве крипто-искусства на аукционах