Модный ритейл: время вперед?
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5
Хотя сети эконом-класса чувствуют себя лучше, чем средний сегмент, считают в FCG, все ритейлеры, включая игроков нижнего эшелона, говорят о недополученной прибыли. Отдельные ритейлеры уже заявили о снижении плановой прибыли на треть. Во многом это произошло из-за непредсказуемо холодной погоды в тот период, когда традиционно стартуют весенние и летние продажи, убеждены в FCG. Ассортимент магазинов был рассчитан на жару, а спрос покупателей – на теплую одежду для прохладной погоды. В итоге распродажи и сезонные акции начались раньше, в том числе и на летний ассортимент. На начало мая обороты снизились в среднем на 35%. Уже в середине мая начались распродажи, например, у Gloria Jeans, остальные игроки последовали за ними, за счет чего удалось поднять обороты в среднем на 15% (например, «Эконика» – 10%, InCity – 10%, Sela – 25%).
«Обычно до середины июля скидки колеблются в пределах 15–30%, в этом году в российских компаниях они дошли до 50%, – вздыхает г-жа Лебсак-Клейманс. – Жаркая летняя погода началась только в конце июля и совпала с окончанием сезона, то есть с периодом распродаж. Таким образом, активные продажи стартовали именно в момент финальных скидок. Этим пользуются ритейлеры нижнего сегмента, постоянно предлагая более дешевые товары, так как их аудитория максимально чувствительна к цене. Так, O’Stin уже сейчас заявили акцию «Школьный базар» по низким ценам, где рубашка стоит 350 рублей».
Оптимистичный прогноз роста fashion-рынка (2017FO) – до 9% в рублях (11,5% в долларах) – может быть реализован в случае дальнейшего улучшения макроэкономической и политической ситуаций и продолжающегося укрепления курса рубля. Пессимистичный прогноз (2017FP) – до 5% в рублях (4,8% в долларах) – в случае медленных темпов развития экономики, стабилизации цен на нефть и новой волны экономических санкций против РФ. В целом, по оценкам CBRE, в региональной потребительской корзине в процентном отношении стало больше продовольственных товаров, также сохраняются детские товары, так как на детях, как правило, «стараются не экономить». Меньше стало одежды и обуви, бытовой техники и электроники.
Жители регионов четвертый год делают более целевые и осознанные покупки, что стимулирует ритейлеров внимательнее анализировать качество сервиса и продукта, а также разрабатывать программы лояльности и предлагать дополнительные услуги в магазинах, рассказывают в Knight Frank St Petersburg. «Кроме того, жители России стали больше путешествовать – оценивать и сравнивать товары и услуги по всему миру, – напоминает Патрик Сьоберг из SRV. – Как следствие, формируется вкус и потребность в достойном уровне сервиса вне зависимости от ценового сегмента. Более того, в современном мире покупатель все чаще заказывает товары и покупает сервисы онлайн. На этом фоне для торговых центров становится все более и более важной «атмосфера». Например, компания SRV в каждом проекте работает с новым параметром покупательского опыта. Перед нашими торговыми центрами стоит важная задача: ТРЦ должен стать местом, куда люди хотят приходить и возвращаться».
Региональный покупатель, ставший донельзя прижимистым и избирательным, готов скорее предаться развлечениям и удовольствиям, чем шопингу, соглашается Вальдемар Вайсс. «Потребительская корзина товаров и услуг в Германии состоит из 475 позиций, в Англии – из 350, в России она слегка подсушена – до 156 наименований, – перечисляет г-н Вайсс. – Но это по-прежнему фрукт, а не курага: кроме обязательного набора продуктов для выживания, в нее все еще входит одежда, обувь и другие радости. Да, тенденция сокращения среднего чека на 10%, наблюдавшаяся в 2016 году, продолжилась и в 2017, но, к счастью, не так интенсивно: судя по исследованиям июня, в первом полугодии чек сократился на 3%. Учитывая, что большая часть средств в регионах теперь уходит на питание, многие бренды подстраиваются под рыночные условия. Конечно, с разной скоростью, но операторы рынка поняли, что это новые реалии, а не временный кризис разлива 2008 года, когда после «отскока» в 2009 все стало возвращаться на круги своя: и обороты, и средний чек, да и сам покупатель быстро вернулся в режим счастливого потребителя материальных благ. В связи с этим стали появляться новые линейки одежды и обуви, которые по цене более соответствовали реалиям. Самые проворные и успешные перестроились. LPP, как мне кажется, были самыми быстрыми и благополучными в этом процессе. Судя по статистике, прокормить семью сравнительно легко в Мордовии и Татарстане, труднее всего – на Камчатке и в Ненецком автономном округе. За длинным рублем нужно ехать на Чукотку, в Калмыкии выгодно приобрести квартиру. В Томской области быстрее обесцениваются деньги, а у Петербурга самая большая дыра в бюджете». Однако ответить, кто, в принципе, выиграл или хотя бы «остался при своих» по итогам трех лет кризиса в регионах, сложно. «Учитывая, что в этот раз кризис – внутренний и средств для «бюджетной заливки» нет, упражнение образца 2008 «упал, отжался» не прошло, а новая схема, связанная со стагнацией, привела к «упал, замер». Если верить статистике, то нынче россиянину положено 5 пар трусов и 10 пар носков в год, новый костюм раз в 4 года, пара обуви и одно пальто на 7–8 лет. Немного, но вот так теперь и живем», – вздыхает Вальдемар Вайсс.
Продолжение следует.
Автор: Екатерина Реуцкая
Фото: shutterstock.com