подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
31.08.2017 | Альбина Весина

Модный ритейл: время вперед?

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4       часть 5

 

НЕБОЛЬШАЯ СТРОЙКА


Однако, по словам Вальдемара Вайсса, привлекательность региона для девелоперов и ритейлеров далеко не всегда совпадает с «классическим» рейтингом его инвестиционной привлекательности. «Нередко девелоперы, выходя на новые рынки, оценивают потенциал, ориентируясь на рынок жилья, – ​напоминает эксперт. – ​Но зачастую цены на квадратные метры падают настолько, что строительство становится экономически нецелесообразным. В Краснодаре заявленная цена на продажу – ​29 000 рублей за кв. м при себестоимости строительства 34 000 рублей. Другая ситуация в Тюмени или Казани, где активно идет застройка. Ритейл на этом фоне также приостановил развитие и продвигается в небольшие города очень избирательно, квадратно-гнездовым способом, поля в регионах магазинами более не засеваются. Рынок во всех смыслах осваивается осторожно и избирательно. Но, повторюсь, при этом до сих пор есть интересные для девелопмента торговых объектов города – ​ненасыщенные рынки с высокой покупательской способностью населения. А вот региональным рынкам с высокой степенью насыщенности ТЦ сегодня не требуется строительство новых площадей – ​здесь остро необходимо обновление уже имеющихся. Строительство и ввод ТЦ по количеству квадратных метров в 2017 году будет на 35–40% ниже относительно 2016 года. Что касается недавно открывшихся региональных объектов, то, в зависимости от местоположения, некоторые станут радостью и новой вехой в развитии современной комфортной городской среды, а иные – ​настоящей головной болью горожан, ухудшив транспортную ситуацию в месте нахождения объекта».

 

 

ПОБЕГ С УЛИЦЫ

 

В CBRE отмечают, что роль торговых центров в регионах продолжает расти, а стрит-ритейл теряет позиции. «Ритейлеры стали осознавать позитивную сторону синергии в рамках торгового центра, когда соседствующие магазины помогают генерировать трафик и увеличивать продажи», – ​поясняет Магомед Ахкуев.


Кроме того, после начала кризиса «погорячившиеся» ритейлеры закрывали низкорентабельные «уличные» магазины. «Рынок стрит-ритейла в регионах претерпевает значительные изменения, связанные в первую очередь с развитием торговых центров, – ​поддерживает г-н Вайсс. – ​Торговые коридоры испытывают трудности, и если в Москве в этом активно помогает мэр, то в регионах рост вакансий и падение ставок аренды вызваны появлением объектов, где можно совершать покупки в более комфортных условиях. Экстрим и шопинг-паркур все менее привлекают российских женщин, поэтому они устремляются в ТЦ. Особенно показателен в этом смысле Сургут: после ввода в строй «Сургут Сити Молла» и «Ауры» стрит-ритейл там просто опустел, вызывая законное раздражение городского начальства. При этом застройщики активно пытаются сдать или продать все первые, а иногда даже и вторые этажи жилых новостроек в спальных районах».

 

О Санкт-Петербурге эксперты по-прежнему говорят не иначе как «он такой один», относя то к «столицам», то к «просто миллионникам». «В 2016 году в Петербурге открылись два очень показательных проекта, – ​делится Патрик Сьоберг. – ​Проект «Новая Голландия», несомненно, важен для города, сегодня эта локация – ​один из лучших примеров переосмысления открытого пространства и преобразования территории в концепции «город для людей». В сегменте же торговой недвижимости знаковым событием стало открытие торгового центра «Охта Молл». «Охта Молл» дает возможность жителям района и города в стенах торгового центра получить качественно новый покупательский опыт – ​традиционный шопинг и развлечения, а также культурно-образовательный досуг».

 

 

Анна Лапченко, руководитель проектов торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg, напоминает, что в августе 2016 г. еще одна локация в центре города получила статус пешеходной улицы. Впоследствии был проведен конкурс по благо­устройству, в котором победил проект Большой Морской улицы как аванзала Эрмитажа под открытым небом. «Накануне 2016 года открылась станция метро «Выборгская», а в мае 2016 года – ​«Василеостровская», в конце года состоялось открытие станции метро «Елизаровская», – ​делится г-жа Лапченко. – ​Для заметной части операторов торговли закрытие станции метро, формирующей пешеходные потоки, становится фактором, ставящим функционирование бизнеса под угрозу. Ротация арендаторов вблизи станции метро в такие периоды составляет не менее 30%. Для операторов подобное событие является стимулирующим благодаря значительно возросшему трафику в данной локации. В частности, рост интенсивности пешеходных потоков по Конногвардейскому бульвару обеспечит более высокие показатели деятельности предприятий общественного питания. Прирост ставок в ближайшей перспективе составит, по нашим оценкам, не менее 10–15%».


Еще одним ключевым событием стрит-ритейла Петербурга стала организация общественного пространства на Сенной площади, где в середине октября были демонтированы торговые павильоны на территории более 15 000 кв. м. «Визуальное расширение пространства создало заметный потенциал для развития операторов, занимающих помещения в зданиях, обрамляющих площадь, – ​считает Анна Лапченко. – ​Ну и, разумеется, нельзя не отметить появление новой luxury-локации в центре города на Старо-Невском проспекте».


В свою очередь, региональные сети начали «битву за Москву». Например, в столицу пришла уральская сеть «Золотое Яблоко». В трех ТРЦ Москвы открылись магазины fashion-бренда 12Storeez (также из Екатеринбурга).

 

Продолжение следует.

 

Автор: Екатерина Реуцкая

Фото: shutterstock.com

0