Лёгкие промышленности
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
По оценкам представителей Союзлегпрома, наибольшим потенциалом для развития в России легкой промышленности обладает технологическая цепочка синтетических материалов. Спрос на синтетические ткани продолжает расти, большинство из них используется не только в производстве одежды, но и в смежных отраслях, где потенциал роста локализации существенно выше. Уже к 2025 году на эти сегменты будет приходиться около 60% потребления технического текстиля в России. На этом фоне игроками предлагается включить в план действий Правительства Российской Федерации по развитию экономики страны до 2025 года разработку государственной программы комплексного развития отечественного производства химических волокон и нитей и наращивание на этой основе выпуска текстильных изделий. «Но показатели деятельности отдельных предприятий в сфере легкой промышленности в силу технологических особенностей и высокой трудоемкости производственных процессов превышают установленные предельные значения, – сообщает Андрей Разбродин. – Такие предприятия создают рабочие места для большого числа граждан, однако генерируют выручку в меньшем объеме. При соответствии предельному значению по размеру годового дохода (до 2 млн рублей), они превышают предельное значение по размеру среднесписочной численности работников, установленное для субъектов среднего предпринимательства (250 человек), и потому не могут быть наделены статусом субъекта малого или среднего предпринимательства и участвовать в программах поддержки, реализуемых Федеральной корпорацией развития малого и среднего бизнеса».
Российские промышленные игроки особенно сильны в случае их создания на базе так называемых старых производств.
Для комплексного решения этих и других проблем, по словам Виктора Черепова, вице-президента РСПП, необходимо дальнейшее усиление координации ведомственных и бизнес-структур. Эффективность такой модели уже была продемонстрирована на Неделе текстильной и легкой промышленности. «Легпром, наряду с химической отраслью и АПК, продемонстрировал рост в 2016 году, – напомнил г-н Черепов. – Для сохранения этого тренда целесообразно дальнейшее продвижение инновационных инвестпроектов в текстильной промышленности. Прежде всего это касается развития подотрасли химволокна. А надлежащее инвестобеспечение этих проектов напрямую связано с созданием отраслевого банка».
На государственном уровне планируется и создание инновационных отраслевых кластеров. «Например, Ивановская область – один из таких передовых кластеров инновационного развития отрасли, – считает Ирина Иванова, заместитель директора департамента внутренней торговли Минпромторга РФ. – Прежде всего, это проект ПЭТФ-комплекса в Вичугском районе, нацеленный на развитие импортозамещения полиэфирных волокон и продуктов на их основе. А под эгидой Минэкономразвития разрабатывается проект, по которому легпром рекомендовано классифицировать как сегмент малого бизнеса. В этом случае отрасль получит налоговые и другие льготы».
Учитывая продолжающееся падение спроса на рынке торговой недвижимости, именно сейчас для многих российских брендов – лучшее время для развития в ТРЦ и стрит-ритейле. Однако «война красных ценников», «каннибализм сейлов» в торговых центрах и «хантеры» (охотники за скидками) остаются основными врагами российских производителей.
Автор: Светлана Соболева
Фото: shutterstock.com