Лёгкие промышленности
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
ВЕНИКИ НЕ ВЯЖЕМ
На фоне роста цен на импортные товары одежда с лейблом «сделано в России» продолжает триумфальное шествие по магазинам и рынкам. Только 17% покупателей после начала кризиса остались верны своим привычкам, а вот 71% потребителей существенно сократили расходы на обувь и одежду. По итогам 2016 года еще больше урезали свои траты на непродовольственные товары свыше 40% респондентов. Показательно, что в первую очередь в России экономят на одежде и обуви (25%), развлечениях и досуге (15%), парфюмерии и косметике (13%), а также на ресторанах и электронике (по 12%). Поведение покупателей, по прогнозам аналитиков, останется «выжидательно-сдержанным» как минимум до середины следующего года.
Однако на российский рынок продолжают выходить новые fashion-бренды, причем более 40% дебютантов‑2016 работают в ценовом сегменте «выше среднего», а по стране происхождения лидировали торговые марки из Италии (22%), США (13%), Великобритании (11%) и Франции (7%). Эксперты отмечают и высокую активность брендов стран постсоветского пространства (Белоруссия, Украина, Армения, Узбекистан), а также российских марок. Еще пять лет назад к тому, что сделано в России, в сегменте легкой промышленности покупатели относились весьма скептически. Зато сегодня, по данным Fashion Consulting Group, если российскому покупателю со средним уровнем дохода предложить выбор – приобрести женскую блузку из 100% хлопка аналогичного фасона, отличающуюся только страной происхождения на этикетке («Сделано в России», «Сделано в Турции» «Сделано в Китае», «Сделано в Германии», «Сделано в Италии»), – приоритет выбора останется за Италией и Германией, а вот далее покупатели выберут уже Россию и Турцию и только в последнюю очередь – Китай.
Российские игроки особенно сильны в случае их создания на базе так называемых старых производств (мужские костюмы, трикотаж, верхняя одежда, обувь и т.п.). Еще с середины 90-х многие из них выбрали концепцию фирменной розницы – например, в 1995 году экспансию в стрит-ритейл и торговые центры начала «Большевичка», затем «Черемушки» и «Парижская коммуна». Подобным путем пошел и Владислав Грановский, сначала создавший на базе легендарного «Мосшвейпрома» в Товарищеском переулке компанию V. G. Studio, а затем совместно с дизайнером Вассой – бренд Vassa. Сегодня проект называют лучшим русским prêt-à-porter и «русской Max Mara»; компания имеет большую сеть в России, а также магазины в США. Однако, по оценкам аналитиков, конкурировать с китайским и турецким контрафактом в условиях, когда российские компании платят все налоги, становится все сложнее. Изменилась и структура рынка одежды: если раньше средний ценовой сегмент занимал до 40%, то сейчас он сократился до 30%, а доля дешевого сегмента выросла с 50 до 60%. По оценкам на июнь 2017 года, до 75% клиентов совершают покупки исключительно со скидками и во время специальных акций, а 90% выбирают товары по принципу наилучшего соотношения «цена-качество».
Покупатели «среднего» и «среднего минус» сегментов по-прежнему готовы рассматривать альтернативные бренды, брать менее известные торговые марки и «давать шанс дебютантам». Именно на этом фоне, полагают эксперты, могут «выстрелить» неизвестные российские компании, отношение к которым кардинально изменилось и со стороны арендодателей, организующих теперь в торговых центрах специализированные русские корнеры и ярмарки русских дизайнеров.
«В целях поддержки, стимулирования и продвижения продукции текстильной и легкой промышленности России, а также в целях воссоздания широкого кадрового потенциала, Союзлегпром и Национальная академия индустрии моды ежегодно проводят Церемонию вручения Национальной премии в области индустрии моды «Золотое веретено», – делится Андрей Разбродин. – Это премия с богатыми историческими традициями и строгими критериями отбора участников, и она по праву стала знаком высочайшего уровня мастерства и компетентности в профессиональной среде. Сейчас Союзлегпром обратился с инициативой в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации о необходимости развивать проект и в дальнейшем, а также рассмотреть вопрос государственной поддержки отраслевой премии».
По словам Андрея Разбродина, хотя ситуация на потребительском рынке весьма неоднородна, потенциал российской одежды, обуви и тканей на государственном уровне оценивается как высокий. «Ситуацию традиционно усложняет тот факт, что далеко не все легпромовцы, особенно представители малого и среднего бизнеса, могут выделить достаточно средств на участие в выставках и продвижение своей продукции, – вздыхает г-н Разбродин. – Мы также написали в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации о субсидировании затрат на участие российских производителей в отраслевых выставках на территории Российской Федерации. Сейчас как раз благоприятный момент, когда российский рынок стал интересным и с точки зрения размещения производства и локализации. Мы активно сотрудничаем с Ассоциацией Компаний Розничной Торговли (АКОРТ), а кроме того, вошли в рабочую группу при Общественном Совете Минпромторга России с целью консолидации участников отрасли и выработки единых правил честной конкурентной борьбы на рынке. За прошедший год произошло увеличение количества поставщиков, расширение ассортимента продукции и доли товаров российского производства на полках сетевых ритейлеров. В рамках Российской недели текстильной и легкой промышленности в текущем году Союзлегпром впервые провел торгово-закупочную сессию, в которой приняли участие 15 крупнейших российских и зарубежных торговых сетей, а также 40 российских производителей по разным направлениям ассортимента».
Автор: Светлана Соболева
Фото: shutterstock.com