подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
11.06.2024 | Амина Айзятова

Как мистика и эзотерика захватили модные подиумы

Тема магии волновала людей во все времена. Эзотерика, астрология, нумерология, карты таро — все это непрерывно развивалось и популяризировалось. И пока одни относились к потусторонним силам с недоверием, другие смело вверяли свою жизнь ясновидящим, объясняя победы и неудачи определенным расположением планет. Конечно, эта тема не обошла стороной и моду. Дизайнеры, всегда питавшие особые чувства к мистике во всех её проявлениях, нередко вдохновлялись этой полной тайн и загадок темой, посвящали ей свои коллекции и показы.

В этой статье мы расскажем, как тема мистики проникла в модную индустрию, кто из культовых дизайнеров был одержим верой в потустороннее и какие из их коллекций обсуждаются по сей день.

Мистика в моде. 

Мистицизм привлекал внимание любопытного человека с самых ранних времен. Первобытные люди объясняли существованием потусторонних сил природные явления и катаклизмы, неудачную охоту и богатый урожай, видели в обрядах и ритуалах возможность предопределить будущее. Магическое мышление привело к формированию целого пантеона богов, каждый из которых «отвечал» за определенную сферу природной или общественной жизни. Наиболее популярной считается древнегреческая мифология, эстетика которой по сей день находит отражение в коллекциях дизайнеров со всего мира. Доказательством тому служит нынешний креативный директор Dior Мария Грация Кьюри, посвятившая греческим мифам не одну работу.

Со временем боги стали делиться на добрых и злых, а магия — на черную и белую. В Средние века мистика становится неотъемлемым элементом культуры, появляются ведьмы, маги и шаманы. Впрочем в эпоху Возрождения все это уже перестает быть важным, так как за интерес к потустороннему миру можно было оказаться сожженным на костре. Удивительно, что именно в этот период популярность обретают алхимия и астрология, появляются карты таро.

Новый магический бум в Европе случается в XX веке, когда мистика проникает во все сферы культурной жизни общества, включая сформировавшуюся индустрию моды. Бал Пруста, черно–белый бал Трумана Капоте и сюрреалистический бал Ротшильдов, как апогей любви к маскарадам — яркие примеры проявления модного мистицизма.

А что можно сказать о нашей стране? До восшествия на престол Петра I, прорубившего окно в Европу, отголоски магии можно было наглядно лицезреть даже в народных костюмах, в реальности имевших сакральный смысл. Согласно данным Культуры РФ Причудливые узоры и завитки на самом деле являлись не просто декоративными элементами, а настоящими заклинаниями на плодородие, удачу, здоровье или защиту от нечисти.

Мода и астрология.

Астрология вошла в жизнь человека ещё до Нашей эры, своими корнями она уходит в историю Древнего Вавилона, Египта и Китая. Как и остальные ответвления эзотерики астрология постоянно развивалась, обретая все новые и новые масштабы. В эпоху Ренессанса ей заинтересовались такие видные деятели, как Иоганн Кеплер и Галилео Галилей. Благодаря астрологическим открытиям ученых знаки зодиака, натальные карты и ретроградный Меркурий перестали казаться чем-то исключительно загадочным. Новые подробности ещё более привлекли внимание общественности, и без того питавшей интерес к звездам. Впоследствии именно в этот период будет написано множество книг о предопределении судьбы человека, системе анализа гороскопов и прочем.

За последние несколько лет астрология вновь стала мейнстримом, а натальная карта своеобразным «паспортом». Даже те, кто до этого скептически относился к знакам зодиака, сейчас как минимум знает свое точное время рождения и асцендент. А многие современные иконы стиля, как и в прошлые времена, и вовсе не принимают важных решений, не проконсультировавшись с личным астрологом. Конечно, мода как самая восприимчивая часть культуры не могла остаться в стороне от данной темы.

В 1938 году глубоко верившая в астрологию Эльза Скиапарелли выпустила одну из своих культовых коллекций «Зодиак». Наибольший восторг у зрителей и критиков вызвал темно-синий жакет, декорированный мелкими серебряными стразами, бусинками в виде золотой пыли и золотой вышивкой зодиакальных знаков. Изделие буквально олицетворяло звездное небо со всеми его планетами и кометами. Создав данную коллекцию, Эльза сделала астрологические мотивы визитной карточкой модного дома.

Не обошла стороной тема астрологии и французский бренд Hermes. В 1963 году марка выпустила шелковые платки с зодиакальным кругом. Модный дом тщательно подошел к разработке принта: в центре зодиакального круга был прорисован каждый знак и его координаты, а по бокам красовались изображения животных, олицетворяющих одну из четырех стихий. Чаще других в культовом магическом платочке была замечена икона стиля Жаклин Кеннеди. Изделие имело такой успех, что Hermes даже перевыпустил его в других цветах.

Свое почтение астрологии выразил и мастер театральных представлений Джон Гальяно. В 1997 году дизайнер организовал показ, стилизованный под цирковое шоу. Среди клоунов и акрабатов нашлось место и астрологиням, чьи платья и боди пестрили звездами и зодиакальными вышивками.

Пополнил список дизайнеров, представивших свой взгляд на астрологию, и Питер Дундас. На последнем показе, организованном Питером для модного дома Эмилио Пуччи в 2015 году, бывший креативный директор представил весьма сакральную коллекцию. Открывать и закрывать показ были приглашены личные музы Дундаса, для каждой из которых дизайнер специально разработал платье, отражающие их личный знак зодиака.

Мода и нумерология

Нумерология — древнее искусство, изучающее взаимосвязь чисел и человеческой жизни. Понятие нумерология официально появилось в английском словаре лишь в 1990-х годах, однако практиковаться начало задолго до этого. Суть мистического учения заключается в том, что каждое число имеет определенную энергетическую силу, так или иначе оказывающую влияние на нашу жизнь. Числа могут быть связны с датой рождения, именем, событием и другими жизненными аспектами.

В мире моды одной из главных поклонниц нумерологии была Коко Шанель. Будучи львом, то есть пятым знаком зодиакального круга, дизайнер избрала пятерку своим счастливым числом. Так, одна из культовых сумок модного дома не случайно получила название «2.55». А аромат легендарного парфюма Chanel № 5 и вовсе был выбран только из-за цифры флакона. Случилось это так: когда Эрнест Бо представил ряд ароматов из разных композиций, Коко, даже не послушав запахи, выбрала пятый номер. Приверженность нумерологии не подвела Шанель, ведь аромат по сей день пользуется популярностью, и даже те, кто совсем не разбирается в парфюмах, наслышан о Chanel №5.

Не меньшим фанатом нумерологии был и Кристиан Диор. Своим счастливым числом дизайнер считал девятку. Сейчас она отражена в номере одной из самых продаваемых красных помад — Rouge Dior 9.

Мода и карты

Первое подобие игральных карт появилось в Азии ещё в Средние века и, конечно, не имело никакого отношения к магии. В то время существовало множество колод, отличавшихся стилистикой, количеством карт и мастями. Привычная нам колода с бубнами, трефами, пиками и червями была создана и популяризирована в XV веке на родине моды — во Франции.

Со временем азарт пробрался и на подиумы, например, в 2018 году в рамках миланской Недели моды Dolce & Gabbana представили коллекцию, посвященную игральным картам. Дамы, короли и тузы воплотились не только в одежде, но и в аксессуарах, головных уборах. Стоит отметить, что итальянский модный дом не в первый раз вдохновляется карточной тематикой. Так, в 2009 году вышла парфюмная линейка Dolce & Gabbana, каждый аромат которой символизировал определенный старший аркан таро.

Говоря о картах, невозможно обойти стороной и популярную сейчас колоду таро. История этих карт интересна тем, что изначально таро никак не было связано с мистикой. Название колоды произошло от карточной игры тароке или тарок, по своей сути похожей на привычную нам игру в дурака: таро делилось на старшие арканы — козыри и младшие арканы — четыре масти.

В Европе позднего Средневековья карты, иллюстрированные художниками, были достаточно распространены, их дарили в качестве сувениров и использовали, чтобы скрасить досуг. Все изменилось в эпоху Просвещения. Именно в этот период вокруг колоды таро стало возникать множество легенд. Кто-то видел в картах мистические послания, кто-то записки пророков Древнего Египта, а кто-то и вовсе зашифрованные знания, дошедшие до нас из античности. Как бы там не было, ясно одно, таро обрело новый смысл, став элементом магии.

Титул главной любительницы карт таро среди кутюрье однозначно получает Мария Грация Кьюри. Дизайнер не только вдохновляется колодой, но и сама не прочь иногда услышать совет карт. Апогеем любви Марии к таро стала коллекция Dior 2021 года. В этой работе Кьюри, вдохновившись колодой Висконти, визуализировала старшие арканы таро.

Мода и символизм

История символизма началась задолго до Нашей эры, с правления царя Соломона в Израиле. Новый смысл мистическое течение обрело в Средние века в связи с появлением масонства. По официальной версии популярное тайное общество возникло на базе Средневекового цеха строителей. Каменщики, возводившие величественные храмы и изящные соборы, на протяжении многих лет передавали свои знания от учителя к ученику. Их организация носила закрытый характер, и в случае вступления в цех нового члена подразумевала проведение соответствующего ритуала посвящения. Со временем в гильдию стали вступать не только строители, но и люди абсолютно далекие от архитектуры. Течение привлекало их мистическими ритуалами, с помощью которых они якобы могли познать тайны Вселенной, а также возможностью обсудить либеральные идеи, не привлекая внимания властей. Как всем известно, в последующем эти тайные символические организации нашли отклик во всей Европе и среди прочих сфер общества оставили след в моде.

Множество дизайнеров во все времена использовали всевидящее око — масонский символ, как источник вдохновения для новых коллекций и кампейнов. Например, на показе британского бренда Marios Schwab в 2011 году зрители могли лицезреть коллекцию, полную символов. Помимо ока модный дом использовал для дизайна изделий наугольники — символ равенства и листья акации — знак бессмертия души. Не остался равнодушным к оккультической символике и бренд Kenzo. На показе FALL 2013 READY-TO-WEAR французский модный дом полностью принтовал масонским символом некоторые из моделей.

Но особенно ярко знак удалось раскрыть Schiaparelli. И это абсолютно неудивительно, ведь его создательница буквально воплощала собой мистицизм. Нынешний креативный директор бренда Дэниел Розберри как никто понимает ДНК Schiaparelli, потому активно продолжает создавать все новые и новые оммажи коллекциям Эльзы. Например, в линейке FALL 2021 COUTURE дизайнер воплотил всевидящее око сразу в нескольких вариациях: символ был вышит золотой нитью на «неправильных» джинсах, стал частью золотого топа, сделанного из украшений, нашел отражение в необычных сережках и других изделиях.

Мода и ведьмы

Одним из главных символов магии бесспорно являются ведьмы. Впервые об их существовании упоминается в написанном ещё до Нашей эры Ветхом завете. Согласно сказанию о царе Сауле прародительница колдуний — некая волшебница из Аэндора, сыгравшая ключевую роль в судьбе первого израильского правителя. В начале она, как и все причастные к волшебству, была изгнана Саулом из города. Однако в ночь перед важной битвой царю понадобился совет, получить который можно было только прибегнув к магии. Волшебница не отказала властителю, но её пророчество не пришлось Саулу по душе.

Окончательно образ ведьмы сформировался в Средние века. Тогда же Святая инквизиция объявила магию ересью, а всех кто к ней причастен — виновными в преступлении. Любая красивая, особенно зеленоглазая и рыжеволосая девушка, автоматически оказывалась под подозрением и запросто могла быть подвергнута гонениям, пыткам или сожжению.

Что же касается ведьминской эстетики в русской культуре, то за магию на Руси отвечала не утонченная леди с тайными злыми умыслам, а уродливая Баба Яга с костяной ногой. Существует несколько версий становления данного персонажа. Так, по одной из них Яга — невероятной красоты волшебница и воин, в качестве наказания была превращена в старуху. Советский фольклорист Владимир Пропп считал, что ведьма обитает на границе миров, её избушка — это могила, а сама она почти мертвец. Как бы там ни было, русская колдунья достаточно разноплановый персонаж, в зависимости от сюжета, она выступает как на стороне зла, так и на стороне добра.

В искусстве и культуре образ ведьмы претерпел серьезную трансформацию от фольклорных сказок, описывающих колдуний безжалостными покровительницами зла, до современных сериалов и фильмов, после просмотра которых и сам становишься не прочь найти книгу заклинаний.

Модные дизайнеры стремятся не отставать от экранов, то и дело проводя таинственные, полные драматизма показы. Ярким примером тому является Александр Маккуин. Проследив в генеалогическом древе своей матери связь с салемскими ведьмами, в 2007 году он создал и представил тематическую коллекцию. Показ выглядел как настоящий ведьминский шабаш: модели, облаченные в бархат, шифон, кожу и тафту шествовали вдоль пиктограммы в приглушенном свете. Шоу вызвало бурную реакцию публики и ещё долго обсуждалось в сети.

Не оставила без внимания ведьминскую тематику и английский модельер Сара Бёртон. В 2016 году она представила невероятно элегантную коллекцию платьев-мантий и кейпов, декорированных изящными вышивками в форме луны и звезд.

Среди прочих свои версии ведьминских костюмов представили Жан-Поль Готье, отдавший предпочтение классическому варианту с главным атрибутом колдуний — черным котом, и Рик Оуэнс, воплотивший настоящий туманный апокалипсис с ведьмами во главе.

Хочешь быть в курсе главных событий в fashion индустрии и новостей брендов?

0