Знатокам моды
24.12.2018 | Ада Акаева

Мода как социальное явление

Искусство и правила одеваться для современного взрослого человека не ограничиваются утилитарными потребностями, а давно стали творческим процессом. В результате появиляется уникальный продукт, который отражает внутренние личностные характеристики отношения к моде. Мода парадоксальна тем, что, с одной стороны, это бесконечное множество внешнего разнообразия и отличия, а с другой – ограничение внутренним психологическим однообразием.

 

Мода как психология


Анализируя моду как психологический показатель социального положения и престижа, можно сделать вывод, что мода всегда связана с оценкой и наличием трех основных компонентов:

  • субъект оценки, нуждающийся в укреплении, формировании или изменении социального положения;
  • объект оценки, оцененный как социально-значимый объект;
  • возможность приобщения субъекта оценки к объекту оценки.

Являясь основой эстетической нормы, на которую ориентирована личность, мода способствует повышению личностной меры совершенства.

 

Мода как психология


Регуляторная функция моды заключается в использовании символов для идентификации с группой и установления желаемых социальных отношений в межгрупповом взаимодействии. В качестве атрибутов социального положения в моде выступают различные объекты культуры, мода помогает в общении с другими модными культурами и в то же время показывает своеобразную автономность.

 

Можно определить модные предпочтения в процессе межличностного общения: самопрезентация, мимикрия реального «Я»; отражение социальных установок; отношение к гражданскому долгу, позиции; поддержание определенного уровня психологической близости индивидов; регуляция адекватного и неадекватного поведения; манипуляция; суггестия как способ воздействия.

 

Мода как психология

 

Ученые утверждают, что первое впечатление определяет общее отношение симпатии и антипатии субъекта к воспринимаемому индивиду, но общая направленность социально-психологической интерпретации личности определяет отношение к внешности воспринимаемого. Выявлено, что одежда и внутренний облик влияют на оценку профессиональной компетентности, внутренней и сексуальной привлекательности, формирование отношения к субъекту как исполнителю социальной роли. Оформление внешнего облика – это неотъемлемая часть управляемого имиджа, поэтому внешний образ состоит из своеобразных символов, отражающих при этом личностные и общественно-значимые нормы.

 

Мода как психология

 

Направленность социально-психологической интерпретации внешнего облика субъекта не только определяет отношение к нему, но и задает направление конструирования внешнего «Я» для других, его позиционирования в социуме. Мода формирует социально-психологический образ человека, гендерную, возрастную, социальную и профессиональную идентичность при позитивном воздействии на психологические характеристики личности. Следование моде трактуется также как способ эмоциональной разрядки, снижения тревожности, поэтому появляется возможность использования моды в качестве адаптационного ресурса.

 

Мода как психология

 

Открыты новые направления прикладной деятельности психологов в области таких направлений, как реклама, маркетинг, дизайн, имеджелогия, пиар. Ведь все, что связано сегодня с понятием «мода», определяет образ жизни, в котором имеет место модный образ, модные предпочтения, модное поведение. В последние десятилетия к данной тематике присоединилась теоретическая разработка вопросов модного дизайна, касающаяся интерьера, жилой и промышленной архитектуры, предметов быта, офисного и производственного оборудования. Мы переживаем век потребления, а это явление поверхностное, которое делает общество инфантильным. На сегодняшний день стало модным выглядеть и вести себя маргинально, в образе жизни взрослых людей сочетается то, что традиционно всегда было противопоставлено друг другу: элитарность и дешевизна, массовость и арт-хаус, шик и простота, которая находится на границе с бедностью.

 

Мода как психология


Сегодня существует определенный заказ на комплексное, глубокое изучение психологической проблематики моды людей, что связанно с развитием возможностей и потребностей человека как конечного потребителя продуктов моды.

 

Фото: shutterstock

0