Знатокам моды
11.04.2019 | Наталья Кулагина

Фотография, костюмы и обувь

В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» Мультимедиа Арт Музей с 6 марта по 19 мая 2019 года проводит выставку «Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons»*.

 

Оправившись от ужасов Первой мировой войны и экономических кризисов 1919–1920-х годов, мир стремился вернуться к «нормальности», к радостям жизни вместо страданий, к танцам вместо слез и многообразию цвета вместо хаки. Первая мировая оставила глубокие шрамы в психике поколения, прошедшего страшную бойню, впервые ставшего жертвой оружия массового поражения, научившегося убивать раньше, чем жить. Тем отчаяннее эти люди стремились воспользоваться благами мирного времени и периода экономического благополучия. 1920-е и начало 1930-х вошли в историю как «сумасшедшие», «безумные», «ревущие» и «процветающие».

 

Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

 

Главенствующий стиль этих лет – ар-деко. Зародившийся в начале ХХ века, он окончательно оформился к середине 1920-х: на парижской Международной выставке современных декоративных искусств и ремесел 1925 года он доминировал в дизайне одежды, тканей, ювелирном искусстве, дизайне интерьеров, предметов быта и мебели.

 

Ар-деко считается последним большим стилем, получившим распространение почти во всех странах и охватившим все сферы дизайна. Его отличительная черта – подчеркнутая геометричность, которой он обязан породившей его новой технической цивилизации. Геометрические фигуры, острые зигзагообразные линии, стилизованные солнечные лучи, растительные узоры, яркие цвета искусственных бриллиантов – все это узнаваемые характеристики стиля, которые можно увидеть и в платьях, и в обуви, и в декоре каблуков того времени.

 

Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

 

Техноцентричность новой цивилизации имела прямое влияние на индустрию моды. Стандартизация и конвейерное производство сделали необходимым появление единой размерной шкалы. Превращению моды в феномен массовой культуры способствовали каталожная торговля по почте и появление новых дешевых искусственных тканей, например вискозы.

 

Новые технологии способствовали не только массовому распространению товаров, но и ускоренному усвоению модных новшеств. Универсальные магазины, именно в это время начавшие сочетать в себе функции торговых заведений и развлекательных центров, в 1920-е годы впервые стали предлагать покупателям полный модный образ – то, что сегодня обозначается словом look, – помогая побороть страх перед экстравагантными модными новинками.

 

Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

 

Огромное влияние на дизайн одежды и обуви тех лет оказала новая танцевальная культура, окончательно вытеснившая викторианские традиции этикета. Один за другим из Америки в Европу пришли фокстрот, ритм-энд-блюз, чарльстон, шимми, блэкботтон. Энергичные телодвижения потребовали усовершенствования колодки и повышения надежности обуви. С середины 1920-х годов мыс скругляется, каблук становится ниже и устойчивее. Центральным женским образом в моде становится инфантильная девочка-подросток с короткой стрижкой. Яркие цвета, серебряная и золотая кожа, стеклярус, бисер, стразы и металлизированная, отражающая свет ткань ламе, а также длинные нити бус или жемчуга на шее придавали дополнительную эффектность выкрутасам, которые юные модницы демонстрировали на танцевальных площадках.

 

Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

 

В соответствии с духом времени подол дамского платья постепенно укорачивался и к середине 1920-х поднялся почти до уровня колен. При такой длине платья ноги постоянно оставались на виду, что способствовало повышению интереса к дизайну обуви. Стали быстрее сменяться модные обувные фасоны. Появилось большее разнообразие моделей, широкий выбор материалов и расцветок, декоративные изыски. Ушла мода на викторианские ботинки, которые более полувека были основной женской обувью на все случаи жизни. Теперь журналы и каталоги предлагают женщинам полуботинки и закрытые туфли на шнуровке, с ремешками или эластичными вставками. На улице начинают носить туфли-лодочки, которые раньше считались уместными лишь в помещении.

 

Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

 

Самым простым и распространенным украшением обуви остаются пряжки. Они продавались отдельно и пришивались или крепились на туфли-лодочки с помощью специальной клипсы. Также отдельно можно было приобрести гравированные, эмалевые или инкрустированные стразами металлические накладки, которые надевались на пуговицы. Сменные детали позволяли легко превратить пару обычных лодочек из одноцветной ткани в нарядную вечернюю модель.

 

В 1920-е вновь вошли в моду каблуки с инкрустацией стразами, исчезнувшие во время войны. Каблуки вырезали из дерева и покрывали разноцветным целлулоидом, имитировавшим слоновую кость, перламутр или черепаший рог. Помимо украшения стразами, их расписывали эмалью.

 

Les années folles. Фотография, костюмы и обувь из коллекции Shoe Icons

 

Les années folles – «безумные годы» – были временем, когда машина уже стала помощником, но еще не заменила собой руку мастера, которую видно по тщательности проработки и исполнения декоративных деталей. Именно это время подарило нам таких художников высокого искусства обуви, как Андре Перуджа, Сальваторе Феррагамо и Пьетро Янторни, и оставило нам наследие таких фирм, как I. Miller, Delman, F. Pinet, J.J. Slater, Bob Inc., Saks Fifth Avenue, Hellstern & Sons, Bally – равно как и многих других, творения которых можно увидеть на выставке.

 

Фото: Мультимедиа Арт Музей

Примечание редакции:

* Shoe Icons – одна из крупнейших в мире коллекций обуви и костюма, а также издательство, созданное Назимом и Еленой Мустафаевыми и специализирующееся на книгах по истории обуви.

0