14.11.2018 | Елена Державец

Полное погружение

Мариано Фортуни      Кристиан Диор      Ив Сен-Лоран

 

«Как только я задул девять свечей на сво­­ем име­­­нинном торте, я рассказал семье, собравшейся вокруг стола, о своем тай­ном желании: «Мое имя будет написано заглавными буквами на Елисейских Полях».


3 октября 2017 года открылись сразу два музея Ив Сен-Лорана – в Париже и в Марракеше, где прошли его последние годы. Два сердца – два главных города в творческой и личной жизни Ива Сен-Лорана.

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран


Парижский музей расположился на аве­­­­ню Марсо, 5, где Сен-Лоран провел почти тридцать лет, проектируя свои коллекции – с 1974 по 2002 годы. Спустя пятнадцать лет это здание снова открыто публике. До настоящего момента оно служило штаб-квартирой Фонда Пьер Берже – Ив Сен-Лоран, целью которого было сохранить наследие дизайнера.


В здании музея будут представлены постоянно меняющиеся ретроспективные экспозиции и временные тематические выставки богатой и уникальной коллекции Фонда, насчитывающей более 34 000 предметов, архивных материалов.


Дизайнер Натали Криниер и декоратор Жак Грейндж, давние сотрудники Фонда, спроектировали выставочные площади так, чтобы воспроизвести оригинальную атмосферу дома высокой моды.

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран


Музей Ив Сен-Лоран Париж – первый музей, посвященный одному из величайших кутюрье XX века. Здесь собраны его коллекции, вдохновленные поездками в Китай, Марокко, Испанию, Россию, экспонаты, воплотившие эксклюзивный стиль дизайнера: костюмы, аксессуары, эскизы, фотографии, фильмы. В залах разместились его известные работы, такие как платье «Монд­риан», африканские модели, ансамбли, созданные в дань уважения театру и балету.

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран


Отдельным экспонатом представлено оригинальное свадебное платье из коллекции 1988 года. Для своей легендарной модели Ив Сен-Лоран, как и кубисты, деконструировал элементы в трехмерном пространстве. Формы птицы выделяются как анимированная живопись или скульптура в платье.


Гигантский отсек выделен под коллекцию украшений – неотъемлемую часть образа от Ив Сен-Лорана. Дизайнер говорил: «Мне нравится, когда платье простое, но аксессуар должен быть сумасшедшим». Особое место здесь занимает «Сердце». Роскошное ювелирное изделие, созданное в 1962 году Домом Scemama, оно служило талисманом во время показов коллекций haute couture и prêt-à-porter. Ив Сен-Лоран сам выбирал модель и костюм, на которых должна быть надета его любимая брошь.

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран


Каждый сезон для подготовки новой коллекции Ив Сен-Лоран обычно отправлялся в Марокко – страну, которую он впервые открыл для себя в 1966 году. В течение первых двух недель декабря и июня он создавал там сотни эскизов, которые по возвращении в Париж поступали в ателье, где шаг за шагом начиналось превращение карандашных штрихов в чудо.


Красота каждого изделия зависела не только от тех, кто непосредственно работал вместе с дизайнером. Создавая свои модели, Ив Сен-Лоран неизменно сотрудничал  с опытными ремесленниками, работы которых, предназначались исключительно для Дома Yves Saint-Lauren и производились в мастерских, поддерживающих давние традиции: ювелирные изделия – Goossens, перья – Lemarie, текстиль и аппликации – Brossin de Mere, вышивка – Rebe, печатный текстиль – Abraham, Mesrine, Lesage and Lanel.


Текстиль должен был соответствовать эффекту, который требовал кутюрье. Ив Сен-Лоран выбирал ткань, исходя из структуры плетения, наилучшим образом подходящую к требуемому силуэту. Он подбирал цвет – и ткань украшали желаемым узором, который был сплетен, напечатан, вышит или нанесен.

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран


Исследуя историю моды, в своих работах Ив Сен-Лоран превратил античные тоги в драпированные вечерние платья. Он находил вдохновение в силуэтах Средневековья, платьях эпохи Возрождения, в драгоценных тканях и мантиях XVII века, демонстрирующих богатство и величие королевского двора, которые аристократы и куртизанки продолжали популяризировать в XVIII веке. Мода XIX века нашла отражение в использовании кринолина и адаптирована к простым легким материалам.


Созданный с любовью, располагающий к себе, камерный музей оставляет необычайно светлые чувства. Студия на верхнем этаже с огромными  окнами и зеркальными стенами раздвигает пространство и время. Рабочие столы, заставленные множеством предметов для работы модельера, эскизы, ткани, фотографии и стеллажи с огромным количеством книг, которые Ив Сен-Лоран обожал. «Самые красивые поездки я осуществил через книги, пребывая на диване в собственной гостиной».

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран


Своими революционными взглядами он раскрепостил женскую моду. В отличие от своего учителя, Кристиана Диора, Ив Сен-Лоран успел взрастить не одно поколение поклонниц, боготворивших его творчество и остававшихся верными ему до последних дней. Он пристрастил публику к изысканности, приучил видеть женскую красоту и пропорции глазами художника – его глазами. «С годами я понял, что самое главное в платье – это женщина, которая его надевает». И женщины ему поверили, обретя внутреннюю свободу, уверенность и силу.

 

Полное погружение. Ив Сен-Лоран

 

Два постоянно действующих музея Ив Сен-Лорана в Париже и Марракеше для многих раздвинут границы понимания его жизни и творчества, которые не всегда принимались однозначно.

 

Фото эксперта.