подпишитесь на новости брендов 
09.11.2018 | Елена Державец

Полное погружение

Мариано Фортуни      Кристиан Диор      Ив Сен-Лоран

 

Осенний Париж 2017 года надолго запомнится профессионалам и поклонникам моды. Теплый, солнечный, с утренним запахом круассанов и ароматного кофе, жареными каштанами, тишиной парков и скверов, одевшихся в золотую листву… и сразу с четырьмя выставками, посвященными культовым персонам мира fashion.

 

Полное погружение. Мариано Фортуни

 

Французская столица – традиционное пристанище романтиков, гурманов и почитателей моды. Но осенью она изобилует еще и уникальными fashion-событиями. Удивительно, как в одном городе в одно время сошлись четыре выставки, ценность которых понятна не только историкам, но и каждому человеку, слышавшему хоть раз имена Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор, Мариано Фортуни и Ирвин Пенн.


Три дня, проведенные в Париже, прошли как глубоководное погружение в мир подлинного искусства высокой моды. Сперва казалось, что от такого количества экспозиций по одной тематике в голове все смешается. Но даже ощущения, не говоря уже о самих выставках, были абсолютно разными.

 

Полное погружение. Мариано Фортуни


«Диор. Кутюрье мечты» – это роскошь и великолепие во всем. Кураторы выставки позаботились о том, чтобы посетители всех возрастов и национальностей, переходя из зала в зал, восклицали: «Оh my God!» И та­­кая реакция не удивительна. Каждое платье, представленное в экспозиции, – это шедевр со своим характером, задумкой и историей. Невозможно было обойти выставку целиком за один день, рассмотреть и разобраться в замысле каждого произведения. Можно было лишь уловить атмосферу Дома Dior, понять, чем он дышит, подпитывается и жи­­вет вот уже 70 лет.


Музей Ив Сен-Лорана открылся в октябре 2017 года и расположился в особняке, в ко­­тором с 1974 года «обитал» Дом моды. Ин­­теллигентная обстановка необыкновенно сочетается с изяществом костюмов. В музее находится кабинет мастера с эскизами, ма­­териалами, библиотекой, на столе лежат знаменитые очки. Побывать здесь можно в любое время, коллекция музея постоянно пополняется, и, соответственно, меняются экспозиции.

 

Полное погружение. Мариано Фортуни


На выставке «Мариано Фортуни «Испанец в Венеции», в отличие от первых двух, нет такого скопления людей. В основном по залам ходят седовласые французы благородной внешности, для которых имя модельера отнюдь не далекая история. Дворцовый стиль музея Гальера с первых минут переносит посетителей в творческий мир дизайнера и тонко подчеркивает красоту его работ.


По мере погружения вглубь эпохи, в которой творили эти художники, приходит осознание, насколько все переплетено, как тесны связи в искусстве: дизайнеры, актеры, фотографы, скульпторы, писатели, философы... Пролистывая историю одного, непременно находишь ниточки жизни другого. Так, достижения Фортуни использовал Диор и его преемник Ив Сен-Лоран. А фотографии коллекций Диора и Сен-Лорана в журнале Vogue и портреты блистательных акт­рис первой половины XX века в платьях «Дельфос», сделанные Ирвином Пенном, стали логичным завершением парижского fashion-марафона, словно обобщив восприятие увиденного в эти дни. Такая по­­следовательность подсказала маршрут, по ко­­торому мы переходили с выставки на выставку – по цепочке, раскрывая связь времен…

 

ИСПАНЕЦ В ВЕНЕЦИИ


Итак, начнем с экспозиции, организованной к 110-й годовщине создания платья «Дельфос» знаменитым испанским дизайнером, театральным художником и изобретателем Мариано Фортуни.

 

Полное погружение. Мариано Фортуни


Итальянцы по праву считают его своим модельером. Родившись в Гранаде в 1871 году, он провел всю свою жизнь в Италии, основал в Венеции завод по производству текстиля, много экспериментировал с тканями, формой, цветом, создавая оригинальные технологии.


Увлечение постановками опер Вагнера привело его в театр, где Фортуни проявил себя как художник, декоратор, архитектор. Его страстные поиски и исследования от­­крыли новые перспективы в конструировании театрального оформления. А изучение Древней Греции, Индии и Востока подтолк­нуло дизайнера к созданию принципиально иной одежды – по покрою, фактуре, цвету и рисунку.

 

Полное погружение. Мариано Фортуни


Первым творением стал «Кносский Шарф» с асимметричными геометрическими ри­­сунками. Это был прямоугольный кусок шелка, который можно носить как душе угодно. В качестве аксессуара или предмета одежды, он расширял границы условностей, не стесняя свободу передвижения владелицы. Придуманные Фортуни невесомые платья из плиссированного шелка не предполагали корсетов. Похожие на одеяния богов Олимпа, они были прово­кационными, но полюбились дамам. Сначала такие платья носили дома, а позже они приобрели популярность среди актрис и появились в гардеробах модниц 20-х годов прошлого века. Благодаря особым свойствам материала, они никогда не теряли форму и легко скручивались для хранения.


Когда вспоминаешь силуэты того времени, в памяти всплывает образ знаменитой американской танцовщицы Айседоры Дункан в струящемся платье «Дельфос», которое, несомненно, вошло в историю моды.


Помимо шелка, важным направлением деятельности мастерских Фортуни было изготовление набивных бархатов. Он изобрел методы текстильного крашения и печати, которые передавали красоту старинной парчи и гобеленов; он превратил хлопок в дорогую ткань.

 

Полное погружение. Мариано Фортуни


Поклонником художника был Марсель Пруст, который неоднократно упоминал о нем в своих книгах, а список его клиенток заполнен знаменитыми именами: Сара Бернар, Айседора Дункан, Алла Назимова, Наташа Рамбова, Анна Павлова, Лиллиан Гиш, Маркиза Касати.


В музее было выставлено около 150 экспонатов. Раритетные платья, образцы тканей, рисунки для печати, трафареты орнаментов, фотографии с интерьерами Фортуни – все это естественно вписалось в величественное убранство Дворца – музея Гальера.


На выходе из «приглушенных» темных залов посетители, словно переносясь в другую эпоху, оказывались перед работами современных модельеров, последователей творчества испанского дизайнера, претворяющих его идеи в новом времени.

 

Продолжение следует.

 

Фото эксперта.