08.04.2019 | Виктор Кузьмичев

Цифровые технологии в дизайне одежды: ожидания VS реальность

часть 1      часть 2      часть 3     часть 4

 

МАТЕРИАЛЫ


Почти все САПР одежды имеют библиотеки материалов с разным набором показателей физико-механических свойств, которые традиционно включают толщину, растяжимость, жесткость, поверхностную плотность, строение. Существует проблема, которая состоит в отсутствии унифицированных подходов к изучению и виртуаль­ному проектированию всех элементов 
текстильных материалов. Зарубежные разработчики параметризуют показатели свойств материалов для одежды с использованием широко распространенного оборудования (типа KES-F или FAST, Fabric Assurance by Simple Testing, отсутствующих в нашей стране) или по своим стандартам (Vidya, Assyst). Во многих САПР основным показателем является драпируемость.

 

Цифровые технологии в дизайне одежды


Изменяя отдельные показатели, можно моделировать поведение материалов на поверхности аватара. Реалистичность не­­которых симуляций до­­вольно высока, но она ограничена простыми формами одежды.


Условия измерения могут быть разными, а потому совместимость данных не всегда возможна. Показатели из существующих баз данных не учитывают наличие ниточных швов, которые всегда выступают в одежде как ребра жесткости и влияют на поведение материалов в пространстве.


Очевидно, что сведение всех свойств материалов только к группе механических показателей уже недостаточно: необходимы показатели, с помощью которых можно прогнозировать комфорт будущей одежды. Например, знание группы растяжимости трикотажного полотна достаточно для проектирования простой трикотажной одежды, но не гарантирует получение не­­обхо­­димых компрессионных эффектов. Каждый вновь создаваемый материал должен иметь цифровой паспорт, на основании которого можно будет моделировать его поведение в разных видах одежды – 
от компрессионной до оверсайз, как было у KES-F. Только принятые всеми универсальные подходы мо­­гут стать тем фундаментом, на котором возможно интегрирование знаний, полученных разными исследователями и практиками.

 

Цифровые технологии в дизайне одежды

 

ОДЕЖДА


Цифровые двойники позволяют воспроизвести множество ситуаций, которые имеют место при проектировании, изготовлении в материале и последующей внешней оценке новой системы «фигура-одежда». Цифровой двойник одежды может быть получен после виртуальной примерки.

 

Системы «аватар-одежда» могут быть разделены на следующие виды: 

  • размеры фигуры изменяются под влиянием одежды (например, компрессионной);
  • размеры одежды изменяются под влиянием фигуры (например, спортивной);
  • размеры одежды зависят от ее конст­руктивного устройства;
  • должно быть учтено синергетическое влияние всех перечисленных факторов;
  • действие окружающей среды приводит к изменениям фигуры и одежды.

Решение проблемы идентификации и уст­ранения дефектов посадки одежды путем корректировки чертежей в настоящее время находится на начальной стадии. Для этого существует несколько причин. Во-первых, только эмпирический опыт, который пока невозможно отделить от профессионала, достаточен для идентификации причин некачественной посадки одежды на фигуре и способов их устранения. Во-вторых, неопределенность требований к качеству посадки делает процесс квалиметрии очень сложным для конструктора и потребителя. Но это уже будущий высший уровень развития САПР, требующий использования нейронных сетей и иных аппаратов искусственного интеллекта.


Подводя итог, следует сказать, что трехмерное проектирование одежды в виртуальной среде, по сравнению с 80-ми годами, существенно продвинулось вперед. Во всяком случае, уже имеются положительные примеры использования компьютерных программ на разных этапах.

 

Фото: эксперта и из открытых источников