Уличные правила
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
Рост вакансий в центре Москвы, вызванный тремя этапами сноса самостройных объектов, реконструкцией улиц и открытием новых пешеходных зон, агрессивное развитие операторов общепита (доля достигает 40%), продуктовых дискаунтеров и магазинов концепции fix price стали основными итогами года для столичного стрит-ритейла.
«В 2016 году произошел ряд событий, определивших дальнейшее развитие рынка стрит-ритейла в Москве, – делится Екатерина Подлесных, руководитель департамента стрит-ритейла по России Colliers International. – К ключевым можно отнести смену профиля некоторых торговых улиц, произошедшую во многом из-за проведенной городскими властями реконструкции улиц и сокращения парковок. На протяжении прошлого года освобождалось большое количество качественных помещений с эффективными планировочными решениями в выигрышной локации. Впоследствии в большинстве случаев их стали занимать операторы продуктовых магазинов, создавая новые форматы экспресс-супермаркетов с концепцией “магазина у дома”, например, мини-маркеты “Перекресток Экспресс”, АВ Daily, “Бахетле” площадью от 150 до 300 м2».
Кроме того, по словам г-жи Подлесных, наблюдалось активное развитие хозяйственных магазинов с товарами для дома и сада на центральных улицах города, дрогери-магазинов, а также экспансия марок российских дизайнеров (Ordynka17, Plohoi Concept Store, Black Star Wear). Еще одной новостью для рынка стало проявление интереса к помещениям в центральных торговых коридорах столицы со стороны арендаторов, ранее преимущественно размещавшихся в профессиональных торговых центрах, отмечают в Colliers International.
Рост свободных площадей в 2016 году, вызванный реконструкцией на ключевых торговых улицах Москвы, в CBRE оценивают с 5,4 до 6,3%. Однако, по итогам I квартала 2017 количество вакантных площадей снизилось до 5%. По данным JLL, больше всего запросов от арендаторов сейчас на Новый Арбат – после реконструкции улица прочно заняла ведущие позиции в топ-10 стрит-ритейла. «Росту интереса способствуют удобный широкий тротуар, наличие паркинга, близость нескольких станций метро, центральное расположение, – перечисляет Наталья Озерная, заместитель руководителя отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве. – Арендаторы выбирают эту улицу, так как она имеет прекрасные видовые характеристики – видимость с проезжей части – и пешеходный трафик».
Еще одной «кардинально изменившейся» эксперты называют Тверскую, окончательно утратившую статус главной модной улицы страны. «Но на Тверскую, как и Арбат, Мясницкую, Маросейку, Кузнецкий Мост, Цветной бульвар, Рождественку, по-прежнему высокий спрос, – сообщает Екатерина Подлесных из Colliers International. – Уровень вакантности на этих улицах не превышает 10%». Завершившаяся же реконструкция Садового кольца с расширением пешеходных зон увеличила трафик, но на смену банкам сюда приходят рестораны и продуктовые магазины, а вовсе не fashion. «Мы прогнозируем, что кафе и рестораны продолжат занимать помещения, в которых ранее располагались банки и fashion-бутики», – говорит Екатерина Подлесных.
Ануш Гаспарян, коммерческий директор Fashion Consulting Group, также сообщает о позитивных ожиданиях, связанных с реконструкцией нескольких участков Садового кольца. «Если сейчас здесь востребованы в основном ритейловые помещения, расположенные поблизости от станций метрополитена и рассчитанные преимущественно на пешеходный трафик, то появление парковочных “карманов”, вероятно, может возродить интерес и к более удаленным от метро участкам кольца», – считает г-жа Гаспарян.
Список «самых модных» улиц же в Москве, по оценкам FCG, сформировался давно и не изменился: Столешников переулок, Петровка, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост и др. Большая часть брендов, которые располагаются здесь, относится к сегменту премиум и люкс, и новые бутики продолжают открываться. Так, в декабре прошлого года на Петровке открылся бутик Podium Concept, ожидается открытие бутика Tiffany & Co., а в Столешниковом переулке начали работу монобренды Fendi, Herno и Giuseppe Zanotti. «И тем не менее люксовые и премиальные магазины в стрит-ритейле серьезно завязаны на парковке, так как шопинг этого сегмента в Москве и Петербурге ориентирован в первую очередь на местную публику, что бы там ни говорили про китайских туристов. Например, ЦУМ своим успехом во многом обязан наличию подземной парковки, – считает Ануш Гаспарян. – Поэтому и нельзя проводить аналогию с люксовыми бутиками в Париже и Милане – там тоже парковки на шопинг-улицах нет, но в основном они рассчитаны на туристов, которые перемещаются пешком и уезжают в отель на такси, только окончив шопинг».
Немного цифр
Ставка на самой дорогой центральной улице Парижа – Елисейских полях – составляет $23 000 за м2 в год, в Лондоне на Нью-Бонд-стрит – $18 000, в Милане на виа Монтенаполеоне – €10 000. Для сравнения, в Москве стоимость аренды составляет $4500 за м2 в год, а в Санкт-Петербурге $2300.
Источник: Avica
В центральных торговых коридорах, также как и на пешеходных улицах, присутствие операторов профилей «одежда» и «обувь» становится более заметным – объем арендуемых ими площадей вырос в 2016 году на 0,4% и составил 6,1% (пятое место по объему после общественного питания, досуга, банков и продуктов).
Источник: Knight Frank
Наиболее выраженной тенденцией десятилетнего развития рассматриваемого сегмента стало постепенное сокращение доли площадей, занимаемых банковскими и финансовыми организациями (с 20% в 2007 году до 13,9% в 2016 году) и операторами профилей «одежда» и «обувь» (с 17,5% в 2008 году до 10,6% в 2016 году) на фоне активного развития предприятий общественного питания и продуктовых магазинов.
Источник: Knight Frank
Продолжение следует.
Автор: Екатерина Реуцкая
Фото: Shutterstock.com