Профессионалам
16.01.2018 | Альбина Весина

Свет в конце туннеля

часть 1      часть 2      часть 3

 

Модный ритейл в нашей стране переживает непростые времена. В поведении покупателей исчезла спонтанность – потребление стало рациональным. Как будет развиваться эта ситуация и как изменится потребительский спрос, попытаемся понять, используя аналитические данные от агентства «РБК Исследования рынков».

 

Проведенное исследование посвящено изменениям, происходящим на современном рынке одежды, в его основе – ​всероссийский социологический опрос и интервью с ключевыми игроками рынка.

 

 

РЫНОК ПИКИРУЕТ ВНИЗ


В 2015 г. в динамике рынка произошел перелом – ​она приобрела отрицательный характер. Если в докризисном 2014 г. объем российского рынка одежды оценивался в 2 419 млрд руб., то в 2016 – ​в 1 896 млрд руб. Другими словами, с 2014 г. по 2016 г. падение составило 22%. Изменения произошли как в непродовольственной рознице, так и в продовольственной и общепите, которые за два года – ​2015 и 2016 гг. – ​сократились на 14%, 15% и 9% соответственно.


На рынке модного ритейла драматический рост цен, вызванный девальвацией рубля, и снижение располагаемых доходов населения привели к заметному падению потребительского спроса. Индекс потребительских цен, характеризующий уровень цен на товары и услуги, в 2017 г. увеличился на 32,5% по сравнению с 2013 г., а доходы населения уменьшились на 9,5%. Негативное влияние на покупательскую способность оказала и высокая закредитованность россиян. В 2016 г. средняя задолженность по кредитам одного россиянина трудоспособного возраста при уровне зарплаты 36,5 тыс. рублей достигла 170 тыс. руб., что в несколько раз превышает показатель для 2009 г., составивший 53 тыс. рублей.

 


О восстановлении рынка, по словам Инги Микаелян, руководителя аналитической группы «РБК Исследования рынков», говорить еще рано, и быстрое возвращение к докризисному уровню маловероятно. Потребление будет менее активным – ​оно зависит от финансового положения россиян. Однако ожидаемое замедление роста цен и стабилизация доходов, которые в следующем году все же вряд ли достигнут уровня 2010 г., являются предпосылками для развития одежного ритейла.


Кризис значительно снизил возможности населения. Россияне проявляют сдержанность и совершают покупки обдуманно, сокращая расходы на менее приоритетные товары, в категорию которых для многих попадает одежда и обувь. Такое рациональное поведение будет свойственно отечественным потребителям, которые осознали долговременный характер кризиса, еще в течение нескольких лет.

 

РОССИЙСКИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ЭКОНОМЯТ


Благодаря кризису россияне научились экономить. Это проявилось в отказе от спонтанных покупок и в рациональности, а также в высоком интересе к скидкам, акциям и распродажам. Наиболее важную роль при приобретении одежды продолжает играть цена.

 


Социологический опрос агентства «РБК Исследования рынков» показал, что цена, по мнению 74% респондентов, занимает первое место среди факторов, влияющих на решение о совершении покупки. В наименьшей степени люди обращают внимание на бренд и страну-производитель, которые оказались важны лишь для 9% и 6% участников исследования соответственно. Для 62% опрошенных важна посадка по фигуре, для 61% – ​комфорт при носке, для 53% – ​модель, а для 40% – ​качество пошива.


Сложную экономическую ситуацию россияне переживают благодаря скидкам и привлекательным ценовым предложениям. Так, с сентября 2016 г. по февраль 2017 г. 35% опрошенных старались покупать именно ту одежду, которая продается со скидками, 30% – ​обращали на них внимание, но приобретали вещь только при условии, что она им нравится, 19% – ​специально ждали акций и распродаж, при этом только 13% респондентов не интересовались акциями и скидками.

 


Стремление россиян к экономии отражает рост количества интернет-запросов по поисковому слову «Промокод», который с августа 2015 г. до июля 2017 г. составил +131%. Например, отечественные потребители активно ищут предложения для покупок в интернет-магазине Lamoda, число запросов на которые с августа 2015 г. по июль 2016 г. составило свыше 141 тысячи, а с августа 2016 г. по июль 2017 г. увеличилось более чем вдвое и достигло 313 тысяч.

 

Продолжение следует.

 

Текст: Елена Варнина

Фото: shutterstock.com

0