Смертельна ли схватка?
Эксперты убеждены, что в ситуации, когда доходы и покупательная способность продолжают падать, а потребительская модель изменилась раз и навсегда, ритейлеры вступили в «последний бой» уже не столько друг с другом, но со всем не-ритейлом: от кинотеатров и развлекательных парков до языковых курсов и музеев. Так ли это?
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 часть 6 часть 7
КАКИЕ ОБЪЕМЫ!
Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Frank St Petersburg, констатирует: что касается помещений, ритейл по-прежнему не может конкурировать с развлекательными парками и музеями. «Парки ведь ищут большие площади от 3 000 кв. м с высокими потолками, они могут занимать последние этажи ТЦ, а вот в центре города для них нет подходящих объектов, – сообщает эксперт. – Музеи и языковые курсы могут занимать полуподвальные помещения и площадки на вторых этажах, со сложной планировкой. У ритейла же совершенно другие требования. В этом плане ритейл конкурирует с предприятиями общепита, преимущественно с новыми модными местами – бургерными, закусочными, гастробарами и т. д. Классические рестораны могут открываться в тихих местах, которые ритейлу не так интересны».
В CBRE на этом фоне отмечают появление в России целых новых развлекательных центров. «И даже районные торговые центры (например, ADG) включают развлекательную составляющую как один из якорей, – говорит Константин Будагян. – Появляются новые центры виртуальных развлечений, расширяется набор услуг (ARena Space, Game Stadium, Cyberspace, «Виртуалити»). Крупноформатные образовательные центры для детей обновляют набор активностей (Kidzania, Кидбург). Также появляются форматы развлечения и обучения для районных ТЦ (совместный проект ADG group и «Эдьютейнмент груп»), обновляются концепции парков развлечения для детей («Zамания», Joki Joya, «Космик», «Остров» и другие). Развлекательные зоны являются неотъемлемой частью крупноформатных торговых центров. В последнее время наличие нескольких развлекательных активностей и edutainment становятся трендом и для районных торговых объектов».
В FASHION HOUSE Group сообщают: с новыми вызовами сталкивается и аутлет-индустрия, а новой модой становится еда. Клиенты хотят «развлекательного шопинга», появился новый тип покупателей, обожающих досуг, что создает для аутлетов «фантастические возможности». «Конечно, ритейлеры не вступали ни в последний бой со всем не-ритейлом, ни тем более в конкуренцию с ним, – уверена Оксана Бондаренко, президент холдинга «Ли-Лу». – Индустрия развлечений, рестораны, музеи, лекции – это новое направление в маркетинговой стратегии торговых центров. Не говоря уже о том, что кризис испытывают не только ритейл и торговые центры, но и сфера культуры, которой очень тяжело выжить в новых условиях. Ритейл же конкурирует только с самим собой. И если раньше было четкое разделение на люкс, премиум, масс-маркет, то сейчас все перемешалось. Вы только посмотрите на эти коллаборации: Louis Vuitton с Supreme, Off-White с Rimowa, Palm Angels с Nike, Uniqlo и H&M делают коллаборации как с дизайнерами мирового уровня, так и с модными домами. Но в России, к сожалению, искусственно создана ситуация, когда население теряет желание тратить. Если создать комфортные условия, то социальные, политические и экономические события будут в меньшей степени влиять на все эти тренды, о которых мы сейчас с вами говорим. Один курс валют чего стоит! Как только происходит небольшое изменение, то сразу же падение продаж начинается».
При этом, по словам г-жи Бондаренко, на ритейлеров как никогда «прекрасно работает Instagram». «Сейчас благодаря Instagram можно вообще не смотреть модные журналы и даже не ходить в магазины – все самое интересное и модное в одной ленте!» – говорит Оксана Бондаренко. Что же касается «дворцов развлечений и шопинга», то, по словам Ольги Стариченко из «Мозаики», девелоперам и управляющим компаниям важно не переусердствовать с количеством развлечений. «В определенный момент они начнут «подъедать» друг друга, отнимать посетителей и «размазывать» выручку», – поясняет г-жа Стариченко.
Автор: Екатерина Реуцкая