Профессионалам
01.01.2019 | Вера Иванова

Смертельна ли схватка?

Эксперты убеждены, что в ситуации, когда доходы и покупательная способность продолжают падать, а потребительская модель изменилась раз и навсегда, ритейлеры вступили в «последний бой» уже не столько друг с другом, но со всем не-ритейлом: от кинотеатров и развлекательных парков до языковых курсов и музеев. Так ли это?

 

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4      часть 5      часть 6      часть 7

 

Несмотря на развитую индустрию развлечений в Москве и других крупных городах, покупки основных потребительских товаров (продукты питания, одежда, обувь) по-прежнему составляют значительную часть потребительских расходов, сообщает Константин Будагян, старший аналитик отдела исследований рынка CBRE. Так, доля расходов на покупку продуктов питания в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 30% и 33% соответственно, что незначительно отличается от среднероссийского показателя 34% и по-прежнему на 7–14% выше, чем в 2014 г., до девальвации рубля. «Эти данные свидетельствуют о том, что развитие новых форматов и предложение новых услуг не оказывают существенного влияния на эту статью расходов, – отмечает эксперт. – При этом рынок услуг по доставке продуктов («Утконос», «Перекресток», «АШАН», «О’КЕЙ» и другие) занимает не более 1% от всех расходов россиян. В Москве и других крупных городах доставка развита значительно лучше, но данному сегменту очень далеко до двузначных показателей доли расходов. Что касается непродовольственных товаров, то, несмотря на сокращение количества потребляемых товаров, в денежном выражении эти рынки продемонстрировали небольшой рост в 2017 г. и продолжают расти в текущем году».

 

торговые галереи и молы против кино и ресторанов

 

Впрочем, последние четыре года ритейл сам по себе становится формой досуга, убеждена Ольга Стариченко, коммерческий директор ТРЦ «Мозаика». «Времяпрепровождение в ТРЦ сейчас не ограничивается покупками – здесь отдыхают с друзьями, развлекаются с детьми, проводят бизнес-встречи за завтраком, обедом и ужином, – перечисляет г-жа Стариченко. – Одними из ярких конкурентов ТРЦ в последние годы стали парки. ТРЦ подметили этот тренд и стали создавать подобие парков у себя внутри – различные рекреации, использование общественных зон для различных выставок, фестивалей, площадок. «Хлеба» всем уже достаточно, покупатель насытился и перешел к «зрелищам».

 

Двигатели «шопинга впечатлений» – представители поколений Y и Z. Все больше экономящие свое время посредством digital, онлайн-шоппинга, создающие или разрушающие репутацию ТРЦ или ритейлера мгновенными отзывами в сети, которые, в свою очередь, просто обязаны реагировать так же быстро и стремиться соответствовать меняющимся ожиданиям нового покупателя, – перечисляет Ольга Стариченко. – Совместная работа с арендаторами в будущем должна стать основой успеха торгового центра, поскольку меньшими усилиями большего количества вовлеченных в этот процесс можно добиться огромных успехов, предложить покупателю широчайший выбор и создать «мозаику впечатлений».

 

Продолжение следует

 

Автор: Екатерина Реуцкая

Фото: shutterstock

0