подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
17.07.2017 | Лидия Соколова

Недооцененный «высший пилотаж»

Конструктор-модельер – кто он, чем занимается? И почему, в сравнении с дизайнером, проигрывает в приоритетах выбора будущей профессии у студентов?

 

Эти две специальности часто путают или заменяют одну другой, особенно на производстве, так как слабо представляют себе, какие компетенции входят в процесс обучения конструктора-модельера, а какие – дизайнера.

 

Часто работодатель, пытаясь нанять дизайнера, вынужден отказывать соискателям, так как те не обладают набором необходимых навыков и умений. Откуда этот 
диссонанс и что же ищет работодатель в своем будущем специалисте? Какие требования к нему предъявляет? Попытаемся разобраться в этой проблеме.


Лет 20–30 назад, когда в России еще были швейные предприятия с большими мощностями, двухсменной работой и тысячами сотрудников, на каждом из таких гигантов существовали крупные экспериментальные или модельные мастерские. В этих мастерских были отделы главного художника, главного конструктора, главного технолога, отдел подготовки и отдел конфекционирования. В каждом отделе работали узкие специалисты, занимающиеся непосредственно своими прямыми обязанностями.

 

 

Например, отдел главного художника располагал штатом художников-модельеров, в обязанности которых входило разрабатывать новые виды одежды с учетом спроса и возможностей производства, создавать коллекции одежды для показа. Художник-модельер, по сути, создавал новые концепции одежды в виде эскизов, а также искал конструкторское решение воплощения задуманной модели. Кроме того, на нем же лежала обязанность разработать образцы новых моделей, подготовить их для промышленного производства и организовать показ моделей. В отделе главного конструктора создавали модели по эскизу или образцу, разрабатывали полный пакет лекал, изготавливали опытные образцы с градацией лекал и запускали модели в производство. И так далее. Крупные предприятия обеспечивали большое количество рабочих мест, стабильность производства и выпуск больших партий одежды. Но они были маломобильны, выпускали огромное количество одинаковых моделей, медленно меняли ассортимент, от разработки модели до ее запуска в производство могло пройти до 6–8 месяцев.


В условиях жесткой конкуренции от предприятий требуется высокая мобильность, разнообразие продукции и быстрая сменяемость ассортимента. Выполнять эти требования промышленным гигантам сложно, а подчас и невозможно. Созданные в наши дни малые и средние предприятия зачастую не могут позволить себе содержать большой штат. В этой ситуации и выявляется разница в компетенциях дизайнера и модельера-конструктора. 

 

Универсальный солдат 

Современный квалифицированный специалист должен разрабатывать новые модели с учетом модных тенденций и потребительского спроса, подготавливать методические материалы, рисовать эскизы, подбирать основные и прикладные материалы. А также уметь работать с нормативной документацией, создавать конструкции, контролировать изготовление образца, выполнять градацию лекал и запускать модель в производство. При необходимости он должен дорабатывать свои проекты, учитывая возможности ателье или фабрики. Участие в конкурсах и фестивалях, показах моды на разных уровнях – тоже его епархия. Иными словами, востребованы специалисты, обладающие очень широким спектром знаний и умений в области моделирования, конструирования, технологий пошива изделий и работы
с оборудованием и материалами. Они должны быть способны не только придумать модель или коллекцию, но и самостоятельно воплотить ее в жизнь и в производство.

 

И именно такими знаниями и умениями обладает сегодняшний модельер-конструктор. А что же дизайнер? Каковы его возможности? Во многом его задачи очень схожи
с задачами модельера-конструктора, но с небольшой оговоркой: основное внимание дизайнер уделяет творчеству. Его главная обязанность – создать модный образ, и только потом на его основании разрабатывается коллекция одежды. Несмотря на то, что дизайнеры, так же как и модельеры-конструкторы, изучают конструирование и технологию швейных изделий, лишь немногие из них углубляются в изучение этих дисциплин. Кроме того, в обязанности дизайнера не входит изготовление полного пакета конструкторской документации и градация лекал, что существенно снижает его привлекательность для работодателя. Задача дизайнера – творческая подача моделей, создание коллекции, пригодной для показа. Модельер-конструктор может выполнить модель от начала до конца, от идеи до выпуска в продажу. Таким образом, его работу можно назвать высшим пилотажем. 

 

 

Но тогда возникает резонный вопрос: почему же основная масса абитуриентов стремится стать именно дизайнерами, а не модельерами-конструкторами?


В чем причина непопулярности такой, казалось бы, интересной и разносторонней профессии? Оказывается, все дело в «визуальном эффекте». Как правило, при демонстрации коллекции на подиуме на поклон выходит именно дизайнер, он публичная личность. И даже если он работает в тандеме с конструктором, авторство все же принадлежит дизайнеру. Именно это и является той самой тонкой, но существенной гранью профессиональных компетенций. Дизайнер – творческая и публичная специальность. Но модельер-конструктор обладает более широким спектром знаний, умений и навыков и, следовательно, весьма востребован на рынке труда. И эти специалисты не взаимозаменяемы. Они должны работать в слаженном тандеме, и именно это обеспечит успех создаваемой коллекции. Можно ли совместить эти две ипостаси в одном лице? Прямого и однозначного ответа на этот вопрос не существует. Нельзя отрицать, что многое зависит от конкретной личности, но дизайнер – это все же более креативная специальность, а модельер-конструктор – прикладная, но не менее ответственная.

 

Модельеру-конструктору должны быть свойственны такие качества, как художественный вкус, точный глазомер и чувство цвета. Кроме этого, модельер-конструктор должен разбираться в тенденциях моды, знать принципы моделирования и законы конструирования одежды. Быть в курсе новинок современных материалов и промышленных технологий, уметь профессионально кроить и шить, разрабатывать и рисовать технические эскизы моделей, создавать конструкторскую документацию (в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования – САПР), производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемой конструкции и многое другое.


Где учиться?

Что бы ни говорили рекламные проспекты, начальную стадию обучения по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» надо проходить в одной из организаций среднего профессионального образования. Именно там можно получить базовые знания и навыки, необходимые для дальнейшего творческого роста в высших учебных заведениях.


Одним из ведущих учебных заведений по подготовке специалистов для легкой промышленности признан Технологический колледж № 24, который известен не только
высокопрофессиональным преподавательским составом, но и уникальным оборудованием и программным обеспечением, используемыми в учебном процессе. Среди
обязательных дисциплин – изучение САПР «АССОЛЬ», «MODARIS», «DIAMINO». Студенты колледжа осваивают конструирование, моделирование и технологию швейных изделий, специальный рисунок и художественную графику, историю стилей в костюме, макетирование, декорирование и многое другое.

 


В Москве данную специальность можно получить в Колледже легкой промышленности, Технологическом колледже № 34, Колледже декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже и в Первом Московском Образовательном Комплексе. Традиционно сильные учебные заведения данного профиля расположены в Санкт-Петербурге, Иванове, Новосибирске и Перми. При желании и наличии средств можно получить образование в зарубежных столицах моды. Но чаще всего в них целесообразно повышать свою квалификацию, уже приобретя основные знания и навыки в российских учебных заведениях, потому что именно в этой специальности крайне важно базовое образование, которое очень сильно в нашей стране.


Практика современной fashion-индустрии показывает, что на сегодняшний день модельер-конструктор – одна из наиболее востребованных специальностей легкой промышленности, а работодатели при подборе персонала предпочитают выпускников, окончивших колледж, так как обучение там практикоориентированное
и выпускник с первого дня сможет приступить к работе, что особенно ценится на производстве.


Автор: Татьяна Барабанова, преподаватель высшей категории ГАПОУ Технологический колледж № 24

Фото: shutterstock.com

0