Профессионалам
30.01.2019 | Альбина Весина

Больше торговых площадей. Еще больше!

Согласно отчету Marketbeat от Cushman & Wakefield – одной из ведущих международных компаний, специализирующихся на операциях с коммерческой недвижимостью, – в 2019 году, после рекордно низкого объема нового строительства прошлого года, на российском рынке торговой недвижимости ожидается рост строительной активности. Объем новой застройки составит порядка 700 тыс. кв. м, что на 45% превысит показатель 2018 года (483 тыс. кв. м).

 

На российском рынке торговой недвижимости ожидается рост строительной активности


Такое увеличение будет обеспечено главным образом за счет открытия крупномасштабных проектов – ТЦ «Саларис» (GLA 105 тыс. кв. м) и торговой части парка развлечений «Остров Мечты» (GLA 70 тыс. кв. м). ТЦ «Саларис» и ТЦ «Сказка» (GLA 18 тыс. кв. м) в Рассказовке входят в первый этап реализации развития торговой функции на крупных транспортно-пересадочных узлах (ТПУ). Еще несколько подобных проектов запланированы на 2020–2021 гг.

 

На российском рынке торговой недвижимости ожидается рост строительной активности


На регионы придется менее половины заявленного ввода новых площадей в 2019 году. Будут вводиться средние и малые торговые центры (менее 45 тыс. кв. м). Значительный объем площадей заявлен к вводу в Москве и Московской области за счет ввода крупных объектов. В других крупных и малых городах строительная активность распределяется почти равномерно, при этом 52% площадей, заявленных к вводу, располагается в городах с населением менее 500 тыс. человек.


Одной из тенденций на ближайшие два-три года станет развитие формата аутлетов. Первый аутлет за пределами Москвы и Санкт-Петербурга – Brands’ Stories в Екатеринбурге (GLA 10 тыс. кв. м) был открыт в прошлом году. В 2019 году анонсировано открытие еще двух аутлетов в Москве, а также нескольких в других городах страны.

 

Развитие формата аутлетов.


Уровень вакансии в 2019 году сохранится на уровне прошло года – 9–9,5%, при условии, что новые крупные объекты будут выведены на рынок в заявленные сроки.


Недолгим оказалось возвращение потребителей в магазины. Уже к концу 2018 года потребительские ожидания стали ухудшаться, и в 2019 году рынок останется слабым. В среднесрочной перспективе можно ожидать стагнации.

 

Ввиду высокой конкуренции и ослабленного потребительского рынка сегмент торговой недвижимости чувствителен к появлению новых торговых объектов. Недавно открывшиеся и обновляемые объекты относительно быстро заполняются, в то время как устаревающие ТЦ испытывают ротацию арендаторов и в отдельных случаях рост вакансии.

 

Согласно данным Росстата, за 11 месяцев 2018 года рост реальных располагаемых доходов населения составил 0,4%. В текущем году рост благосостояния населения также будет минимальным. Это, вероятнее всего, приведет к снижению посещаемости или снижению среднего размера покупки.

 

На фоне снижения доходов потребители все чаще ищут скидки и акции

 

В условиях ограниченных ресурсов потребители будут выбирать наиболее выгодные предложения и посещать наиболее привлекательные объекты. Поэтому ритейлеры направят свои силы на укрепление существующих позиций. Можно ожидать качественных изменений, а не количественного роста. В борьбе за внимание потребителя операторы будут пробовать новые форматы, концепции, каналы коммуникации.

 

Например, в конце года онлайн-ритейлер Lamoda запустил первый офлайн-магазин и открыл первую торговую точку в ТЦ «Атриум» (Москва). Гибридные форматы и коллаборации зачастую оказываются связаны с точками общественного питания. Операторы связи МТС и «Билайн» объявили об открытии кофеен Costa Coffee в розничных точках с максимальным клиентским трафиком. «Магнит» провел тестирование новой для себя концепции и открыл в магазинах кафе формата eat & go, в планах – покрыть всю географию магазинов сети.


В прошедшем году был объявлен ряд крупных сделок по слиянию и поглощению крупными игроками локальных и федеральных сетей («Евросеть» и «Связной», Х5 Retail и «Полушка», Billa и «Я любимый», Media Markt и «М.Видео», Leroy Merlin и «К-Раута» и др.). Начало этого года уже ознаменовалось объявлением сделки по слиянию трех крупных компаний – «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль». В этом году мы увидим и другие подобные сделки. Гиганты рынка занимают новые ниши. Например, «Озон» продает лекарства с доставкой и планирует запустить доставку еды.

 

Ритейлеры ищут новые форматы и концепции

В прошедшем году многие российские торговые компании заявили о планах экспансии на рынки СНГ, Европы, Америки и Азии («Додо Пицца», «Теремок», «Детский мир», Black Star Burger, «Урюк»). Первые российские компании начнут продавать товары на интернет-платформе Tmall (Alibaba Group). Ритейлеры развивают собственные онлайн-продажи, поэтому планы по созданию российских интернет-агрегаторов, озвученные в прошлом году, войдут в фазу активной реализации в 2019 году.

 

Источник: Cushman & Wakefield

Фото: shutterstock

0