Аутлет: изнанка и лицо
Управляющий директор FASHION HOUSE Group Брендон О’Рейли – о том, почему бывшим клиентам варшавских и миланских аутлетов теперь выгоднее покупать в Москве и Петербурге, как в России по-прежнему «не работают» аутлеты без крыши и сколько еще «распродажных» проектов выдержит русский рынок.
– Вы всегда критиковали концепцию «открытых» аутлетов для северных стран, отмечая, что в России это, например, практически нежизнеспособная история.
– Однако большинство девелоперов в России предпочитают проекты без крыши, что, конечно, существенно сокращает инвестиции, но не оправдано с точки зрения удобства посетителей. В FASHION HOUSE Group мы считаем, что архитектурное решение и дизайн аутлета должны учитывать особенности шоппинга. В среднем покупатель проводит в аутлете 140–180 минут в течение одного визита, тогда как в обычном торговом центре – всего 20–40 минут. Так что комфорт здесь более важен. И он не менее актуален для арендаторов: удовлетворенные покупатели возвращаются, что отражается на бизнес-показателях. Именно поэтому FASHION HOUSE Group, в отличие от других девелоперов, строит полностью крытые центры. Учитывая климатические условия в России, крыша и кондиционирование – просто необходимые условия для того, чтобы обеспечить регулярную посещаемость, независимо от погоды.
– Изменилось ли Ваше отношение к аутлетам рядом с аэропортами, в новых ТПУ, на вокзалах?
– Наверное, Вы и сами нечасто думаете о шопинге, когда едете в аэропорт. Единственное, о чем Вы думаете, – как не опоздать на свой рейс. Однажды в Швеции построили «аэропортовый» аутлет, и все ожидали, что сотни тысяч людей будут проходить в непосредственной близости. Да, они проходят – но мимо. Люди не хотят заниматься шопингом ни по дороге в аэропорт, ни из него – ведь тогда они тоже хотят побыстрее добраться до дома или отеля. Провал с «аэропортовыми» проектами был и в Праге, и в Риме, и в Стокгольме. Конечно, возле аэропортов – дешевая земля, да к тому же их возводили без крыши, однако посещаемость в итоге была очень низкая. И дело не только в локации. Прежде всего мы должны предложить покупателю какой-то уникальный опыт – пригласить его туда, где ему захочется остаться, встретиться с друзьями, собрать несколько образов. В этом помогают внешняя архитектура и дизайн интерьеров. Вот почему каждая разработанная нами аутлет-схема имеет свою уникальную архитектурную тему и дизайн. В Москве это традиционный стиль в духе старых построек столицы. В Петербурге – Голландия, с которой у города традиционно были торговые связи. Интерьеры и там, и там выполнены в стиле «Окно в Европу»: посетителей встречают улицы Лондона, Милана и Парижа.
– Сейчас все торговые центры России говорят о себе как о «дворцах развлечений, шопинга и еды». Однако мы все помним, как в США проекты «lifestyle centers», поставившие на синергию аутлетов, развлечений и семейного отдыха, с треском провалились.
– Если говорить об аутлет-индустрии, то сегодня она как раз сталкивается с необходимостью развития досуговой и ресторанной составляющей. Новой модой становится еда. Посетители все больше хотят развлекательного шопинга. Они не просто приходят найти нужный бренд, но хотят хорошо провести время в аутлет-центре и пообедать. А это значит, что управлявшие аутлетами должны задуматься о расширении фудкорта и предложить покупателями широкий выбор ресторанов и кафе с разными кухнями, разным сервисом, в разных стилях. И вообще задуматься, как можно разнообразить досуг, чтобы продолжать вести успешный бизнес.
– Ожидается, что на фоне новых пакетов санкций с российского рынка продолжат уходить иностранные компании, в том числе сегмента fashion. Как бы Вы рекомендовали брендам вести себя в этих условиях?
– Сегодня аутлет-рынок сосредоточен вокруг Москвы. Лидирующее положение столицы неудивительно – здесь высокая плотность населения и финансовый потенциал. Ситуация не изменится в ближайшем будущем, поскольку рынок Москвы еще недостаточно насыщен. Однако интересы на рынке инвестиций в недвижимость смещаются в сторону регионов. Компании все пристальнее смотрят за границы Москвы. И здесь, без сомнения, на первом месте видится Петербург. Это очень перспективная арена для аутлетов.
Беседовал Евгений Арсенин
Фото: FASHION HOUSE Group